logo search
Ответы на вопросы по экономике организаций

Особенности планирования производства в современных условиях.

План - упорядоченная схема действий по достижению определенной цели.

Планирование :

Формальное» планирование - подробная фиксация на бумаге всей схемы действий.

Неформальное планирование - все держится в уме.

Планирование - деятельность высшего порядка. Его выгоды:

Ключевая проблема планирования - адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям.

Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.

1) Принцип участия - все подразделения предприятия составляют свой план. При свободе в выборе плана имеют ограничения: они не должны отрицательно влиять на работу других подразделений и требовать дополнительных ресурсов.

Два метода составления плана: «сверху вниз» (сверху заданы основные параметры - прибыль доходы, а внизу идет детализация) и «снизу вверх» (те же показатели планируются снизу).

2) Принцип непрерывности - внесение уточнений в составленный план и его продление. Контроль, анализ состояния требуют внесения изменений, продиктованные жизнью (курс валюты, спрос, предложение на сырье, кризис и т.д.).

Непрерывность в планировании - это сочетание планирования различной продолжительности - текущего (операционного), среднесрочного (тактического), долгосрочного на 5-10 лет (стратегического).

  1. Принцип холизма - состоит из двух частей: координации и интеграции.

Вроде бы антогонизмы, но сочетание их позволяет достигать большего эффекта (больше элементов и уровней в системе планирования, больше взаимоувязки).

В процессе планирования необходимо учитывать:

    1. Формирование цен в условиях рыночной экономики.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, продукции или услуг. Эта цена всегда колеблется вокруг цены производства товаров.

Цены выполняют следующие функции:

  1. Учетно-измерительная функция, как способ учета и измерения затрат общественного труда на производство товаров и услуг.

  2. Распределительная. Когда с помощью цен осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов хозяйствования и населения.

  3. Стимулирующая. Осуществляется повышение мотивации в достижении высоких результатов деятельности.

Основными методами ценообразования являются:

  1. Метод установления цены на товары на основе издержек производства.

  2. Расчет цены на основе анализа безубыточности деятельности и обеспечения целевой прибыли.

  3. Метод определения цен с ориентацией на спрос.

  4. Установление цены на основе уровня текущей цены.

  5. На основе закрытых торгов.

  6. Метод установления окончательных цен.

Основными факторами, влияющими на ценообразование являются:

  1. Гибкость спроса. Когда рост цен вызывает снижение спроса и наоборот.

  2. Высокие технические параметры (высокие потребительские свойства товаров) и низкая стоимость эксплуатации.

  3. Ориентация на получение прибыли и оценка потенциальных покупок с учетом их эффективности.

  4. Возможность придания изделию большей привлекательности для покупателя.

  5. Специфические факторы, определяющие назначение сырья, материалов и т.д.

    1. Продукция предприятия. Производственная программа.

План производства продукции по номенклатуре и ассортименту рассчитывается на основе договоров поставки в натуральном выражении по каждому ее виду с учетом конкретных сроков поставки.

Основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции (услуг).

Другие стоимостные показатели: товарная, валовая продукция, валовой оборот.

Товарная продукция - стоимость продукции, которая выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Отличается от реализованной на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция (ТП) - это предназначенные к реализации все виды готовой продукции и полуфабрикаты собственного изготовления, работы и услуги производственного характера, выполняемые на сторону, продукция вспомогательного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

Реализуемая продукция (РП) - стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.