Качество продукции: понятие и показатели качества продукции.
Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества.
К ним относятся следующие единичные показатели:
1. Показатели назначения – технико-экономические (производительность, мощность, точность работы и другие, характеризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения).
2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с возможным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности. Показатели долговечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.
3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).
4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).
5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека.
6. Показатели стандартизации и унификации не характеризуют собственно качество изделия. Они показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.
7. Показатели патентно-правовой защиты отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Также не характеризуют качество продукции в полном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.
8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.
-
Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.
Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности
В настоящее время насчитывается более 40 принципов стандартизации, которые для конкретных практических задач могут иметь различную значимость. К главным принципам стандартизации, вошедшим повсеместно в мировую практику, следует отнести принципы:
комплексности стандартизации;
опережающего развития стандартизации;
общей и частной классификации.
1. Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке всех взаимодействующих
факторов, обеспечивающих требуемый технический уровень и качество продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).
2. Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.
Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время (рис.).
Принцип общей классификации заключается в выделении у объекта основных классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом классификации выполняются только в десятичной системе.
Частная классификация выполняется на базе общей и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.
В теории стандартизации разработано пять методов:
пассивный; симплификация; унификация; типизация; агрегатирование
Основными целями стандартизации являются:
- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;
- устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;
- обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
- Общее понятие экономики и первичного звена народного хозяйства
- Предмет курса «Экономика предприятия».
- Метод курса «Экономика предприятия».
- Особенности функционирования предприятия в различных экономических системах.
- Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
- Типы предприятий в рыночной экономике.
- Типы производственных объединений в рыночной экономике.
- Предприятие как социально-экономическая система.
- Акция. Понятие и функции. Акционерные общества.
- Производственный процесс и основные принципы его организации.
- Аренда, понятие и порядок перехода.
- Арендный договор и арендная плата.
- Новые подходы к управлению предприятием. Основные типы управления.
- Оценка основных фондов.
- Методы переоценки стоимости оф.
- Пути повышения.
- Износ оф
- Амортизация
- Показатели использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- Оборотные средства, их состав и структура.
- Источники формирования оборотных средств.
- Источники формирования Оборотных Средств
- Нормирование оборотных средств
- Характеристика имущества и капитала предприятия.
- Характеристика трудовых ресурсов предприятия.
- Характеристика финансовых ресурсов предприятия.
- Особенности планирования производства в современных условиях.
- Планирование производства продукции
- Большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении.
- Качество продукции: понятие и показатели качества продукции.
- Особенности управления качеством продукции в современных условиях.
- Понятие и показатели конкурентоспособности продукции.
- Отношения и виды собственности в рыночной экономике.
- Понятие и виды себестоимости продукции.
- Затраты на производство по экономическим элементам группируются следующим образом:
- Накладные расходы подразделяются:
- В зависимости от степени включения в себестоимость накладные расходы различают:
- 4. По отношению к изменениям объема производства:
- Существуют 3 метода расчета прямых показателей:
- Рабочее время и его использование.
- Основные принципы организации заработной платы в рыночной экономике.
- Планирование мтс
- Характеристика деятельности товарно-сырьевых бирж.
- Понятие лизинга и франчайзинга.
- Прибыль, ее сущность, виды и пути повышения.
- Существует несколько показателей рентабельности: