logo
Ответы на вопросы по экономике организаций

Качество продукции: понятие и показатели качества продукции.

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.

Качество – совокупность характеристик объекта, от­носящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества.

К ним относятся следующие единичные показатели:

1. Показатели назначения – технико-экономические (про­изводительность, мощность, точность работы и другие, харак­теризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохра­няя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодно­стью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с воз­можным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанав­ливается в зависимости от условий обеспечения безопас­ности и экономической целесообразности. Показатели дол­говечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.

3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).

4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).

5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропомет­рическим, физиологическим и психологическим потребно­стям человека.

6. Показатели стандартизации и унификации не харак­теризуют собственно качество изделия. Они показывают сте­пень использования стандартизированных и унифицирован­ных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затра­тах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

7. Показатели патентно-правовой защиты отражают сте­пень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Также не характеризуют качество продук­ции в полном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.

8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных зве­ньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.

    1. Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.

Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности

В настоящее время насчитывается более 40 принципов стандартизации, которые для конкретных практических задач могут иметь различную значимость. К главным принципам стандартизации, вошедшим повсеместно в мировую практику, следует отнести принципы:

комплексности стандартизации;

опережающего развития стандартизации;

общей и частной классификации.

1. Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке всех взаимодействующих

факторов, обеспечивающих требуемый технический уровень и качество продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

2. Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время (рис.).

Принцип общей классификации заключается в выделении у объекта основных классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом классификации выполняются только в десятичной системе.

Частная классификация выполняется на базе общей и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

В теории стандартизации разработано пять методов:

пассивный; симплификация; унификация; типизация; агрегатирование

Основными целями стандартизации являются:

- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;

- обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны.