33. Понятие производственного цикла, его продолжительность.
Под производственным циклом(ПЦ) понимается календарный период времени между началом и окончанием производственного процесса изготовления одного изделия (заготовки, детали, узла машины, аппарата, прибора) или партии этих изделий. Длительность ПЦ зависит от:трудоемкости объекта, то есть рабочего времени, необходимого для получения готово-
го изделия, количества одновременно запускаемых в производство предметов труда (размер партии);продолжительности перерывов в производственном процессе;принятого вида движения обрабатываемого предмета в процессе производства.
Длительность ПЦ состоит из рабочего времени, естественных процессов и перерывов. В течение рабочего времени в результате перемещения
предметов труда в производственном процессе происходит изменение их формы, размера,свойств. Рабочее время включает время на технологические операции (технологический
цикл), транспортировку обрабатываемых предметов труда, контроль качества и др.). Перерывы м.б. следующих видов:
1)обусловленные режимом работы предприятия и зависящие от числа рабочих смен,длительности перерывов между ними, количеством выходных и нерабочих дней
2) вызываемые занятостью рабочего места (оборудования), вследствие чего детали пролеживают в ожидании его освобождения от выполнения других работ (перерывы ожидания);
3)вызываемые неудовлетворительной организацией производственного процесса на предприятии. Плохая организация рабочих мест, несвоевременная подача материалов или инструмента, низкий уровень качества технической документации, недостатки ремонта приводят к вынужденным перерывам в ходе работы и, следовательно, к увеличениюдлительности производственного цикла;
4)вызываемые случайными обстоятельствами, в частности, задержкой поступления материала от поставщика, отключеним электроэнергии, аварией оборудования и др.
Длительность производственного цикла можно представить в виде формулы: где-соответственно время технологических операций, естественных процессов, транспортных операций, контрольных операций, межоперационного (в ожидании обработки) и межсменного пролеживания деталей.
Длительность ПЦ во многом зависит от качества оперативно-календарного (оперативного) планирования на предприятии.
34. Значение и предпосылки инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях. Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.
Инновационная деятельность включает: выявление проблем предприятия осуществление инновационного процесса организацию инновационной деятельности.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.
Деятельность инновационно-активного предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии, повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации ее изготовления и, в конечном итоге, завоевание новых сегментов рынка. Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
1. Приоритет инновационного производства над традиционным: признание ведущей роли научной и опытно-конструкторской деятельности.
2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного.
3. Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новые идеи, изобретения или технологические процессы самостоятельных организационных структур, которые могут быть абсолютно непригодными для решения других проблем.
В современных условиях инновационная деятельность предприятия является основой его развития в целях завоевания новых рынков сбыта, повышения эффективности производства, обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
35. Основные понятия инноватики и инновационной деятельности на предприятии. Инновация (нововведение) - результат комплексного процесса, включающего в себя создание, разработку, производство и распространение новшества, а также его коммерческое использование. В соответствии с международным определением инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.
Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах: 1. Приоритет инновационного производства над традиционным: признание ведущей роли научной и опытно-конструкторской деятельности. 2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного. 3. Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новые идеи, изобретения или технологические процессы самостоятельных организационных структур, которые могут быть абсолютно непригодными для решения других проблем. Деятельность инновационно-активного предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии, повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации ее изготовления и, в конечном итоге, завоевание новых сегментов рынка. Одновременно с внутренними продуктово-технологическими инновациями, на российских предприятиях осуществляются и организационные инновации. К важнейшим из организационных инноваций относятся: 1)реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии; 2)внедрение современных методов управления на основе информационных технологий; 3) внедрение новых или значительно измененных организационных структур; 4)применение современных систем контроля качества, сертификации продукции; 5)внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих изделий; 6)создание специализированных подразделений по проведению НИОКР и практической реализации достижений НТП.
36. Классификация инноваций. Важным элементом управления инновационной деятельностью является классификация инноваций. Можно выделить несколько критериев такой классификации. 1. Сфера приложения: 1)инновация продукции (что создается); 2)инновация процессов (на каком оборудовании и по какой технологии производится продукция); 3)инновация управленческих и организационных технологий, совершенствование управленческих процессов в целом (что необходимо для поддержки инновационного производства). 2. Предмет инновации: 1) инновации, создающие новые рынки или их сектора; 2)технологические инновации; 3) управленческие и организационные инновации. 3. Степень новизны продукта (процесса). 4. Причины создания. 5. Роль в процессе производства. 6. Источник инновационной идеи. 7. Масштаб распространения.
37. Методы оценки инвестиционных проектов. Инвестиционный проект— экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Методы оценки проектов:
Метод простой (бухгалтерской) нормы П. базируется на расчете отнош средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской П и средней величины инвестиций в проект. Выбирается проект с наибольшей нормой П.
Метод расчета периода окупаемости проекта.Вычисл кол-во лет, необх для полного возмещения первонач затрат, т.е. опред момент, когда денежный поток доходов сравняется с ∑ден потоков затрат. Проект с наим сроком выбирается.
Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV).Чистая настоящая стоимость проекта опред как разница м/у суммой настоящих стоимостей всех ден потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех ден потоков затрат. Коэфф дисконтирования при этом принимается = средней ст-ти капитала. Хорошо, если чистая стоимость выше 0.
Метод внутренней нормы рентабельности (IRR).Все поступл и затраты по проекту приводятся к настоящ ст-ти по ставке дисконтирования, получ не на основе задаваемой извне средней ст-ти капитала, а на основе внутренней ставки рентаб самого проекта, кот опред как ставка доходности, при кот настоящ ст-ть поступлений = настоящей ст-ти затрат,т.е. чистая настоящая стоимость проекта =0. Полученная ТО чистая стоимость проекта сопост с чистой стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентаб больше средн стоимости капитала.
- 1. Сущность и роль фирмы (предприятия) в рыночной экономике.
- 2. Характеристика фирмы (предприятия), его цели и предназначение.
- 3. Внутренняя и внешняя среда фирмы (предприятия).
- 4. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 5. Коммерческие предприятия: формы, особенности функционирования.
- 6. Жизненный цикл предприятия. Процесс создания нового предприятия.
- 9. Жизненный цикл предприятия. Санация фирм (предприятий).
- 10. Жизненный цикл предприятия. Банкротство и ликвидация предприятий.
- 11. Государственное регулирование деятельности фирм (предприятий).
- 12. Содержание и структура основных фондов фирмы (предприятия).
- 13. Стоимостная оценка основных фондов предприятия.
- 15. Амортизация основных фондов фирмы (предприятия)
- 16. Линейный метод расчета амортизации основных фондов предприятия.
- 17. Метод расчета амортизации основных фондов предприятия способом уменьшаемого остатка.
- 18. Метод расчета амортизации основных фондов предприятия способом списания стоимости по сумме числа лет срока использования.
- 19. Метод расчета амортизации основных фондов предприятия способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
- 20. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов фирмы*
- 21. Показатели состояния и движения основных фондов фирмы*
- 22. Содержание и структура оборотных средств (активов) предприятия.
- 23. Нормирование оборотных средств. Нормы и нормативы оборотных средств
- 24. Оборачиваемость оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств*
- 25. Трудовые ресурсы, персонал и кадры предприятия.
- 28. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- 29. Пути повышения производительности труда на предприятии.
- 30. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
- 32. Принципы организации производственного процесса.
- 33. Понятие производственного цикла, его продолжительность.
- 38. Планирование деятельности предприятия.
- 40. Издержки производства и реализации (себестоимость) продукции (работ, услуг).
- 41. Калькулирование себестоимости
- 42. Прибыль фирмы. Виды прибыли.
- 43. Рентабельность. Виды рентабельности.
- 44. Ценообразование на продукцию предприятия.
- 45. Анализ финансовой деятельности предприятия.
- 46. Организационные структуры управления предприятием.