logo
ответы на экзамен по эф

38. Планирование деятельности предприятия.

В рыночной экономике предприятие должно выбрать оптимальное решение из возможных существующих альтернатив. Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования. В соответствии с горизонтами (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их

реализации. В зависимости от размера предприятия горизонт стратегического планирования может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Именно поэтому долгосрочное планирование нередко отождествляется со стратегиче-

ским планированием, непосредственный предмет которого — разработка и анализ страте-

гии предприятия. Стратегия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, каковы будут его взаимоотношения с поставщиками, потребителями и конкурентами, предусматривает разработку и использование внутрифирменных нормативов, регламентирующих систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе. В процессе стратегического планирования выделяются этапы: целеполагания и формулирования стратегии, выбора стратегических альтернатив. Среднесрочное (перспективное) планирование

является технико-экономическим. Его основные разделы: 1. План реализации продукции (программа сбыта) представляет собой программу сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам среднесрочного планирования. 2. План производства (производственная программа) содержит план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, подкрепленный расчетом баланса производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции и повышения ее качества. 3. План технического развития и организации производства должен включать в себя следующие подразделы: освоение новых видов продукции и повышение технического выпускаемой; внедрение прогрессивных технологий; повышение уровня механизации, автоматизации производства; совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии. 4. План капитального строительства определяет объемы вводимых в рассматриваемом в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов строительства. 5. План закупок (материально-техническое снабжение) выявляет потребность в основных материальных ресурсах и уточняет источники их получения. 6. План по труду и заработанной плате. 7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства. 8. План по охране природы . 9. Финансовый план (бюджет) — этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом. Краткосрочное (годовое) планирование включает: перспективный план развития предприятия; изменения законодательной базы, влияющие на результаты его производственно-хозяйственной деятельности; уточненные результаты маркетинговых исследований в части спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период; отчеты предприятия за истекший год по производству и реализации продукции и по основным финансовым показателям; планы-графики осуществления инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита (излишка) за предшествующий год; объекты интеллектуальной деятельности (изобретения, патенты, рационализаторские предложения) дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год. Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутрифирменного планирования. ОПП конкретизирует и детализирует производственную программу, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, создавая условия для слаженной работы всех подразделений предприятия. Главной целью ОПП является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах в установленные сроки при оптимальном использовании производственных мощностей.

39. Бизнес-план как особая форма планирования деятельности предприятия в рыночных условиях. БП – план развития, необх для освоения новых сфер деят-ти фирмы, созд новых видов бизнеса. Основная цель разработки– планирование хоздеят-ти фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответ с потребнрынка и возможн получения необх ресурсов. Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм. Функции БП: 1. боснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности; 2.планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса; 3.привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов; 4.расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта. Бизнес-план содержит: - титульный лист; - резюме; - меморандум конфиденциальности; - описание предприятия и отрасли; - анализ ранка сбыта; - существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг; - стратегию маркетинга; - инвестиционный план; - производственный план; - организационный план; - финансовый план; - стратегию финансирования; - оценку, анализ рисков и страхование; - выводы; - предложения. Типы БП: 1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия 2) инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. 3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом 4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.