logo search
ответы на экзамен по эф

2. Характеристика фирмы (предприятия), его цели и предназначение.

Для любого предприятия характерны следующие элементы:

Набор предлагаемых продуктов и услуг; место и роль в системе рыночных отношений(поставщик ресурсов, потребитель ресурсов, конкурент, монополист и т.д); цели предприятия(выживание, прибыль, рост); организационно-правовая форма хозяйственной деятельности предприятия(производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие); технологическая и организационная структура предприятия; применяемые предприятием технологии(технологические процессы, инновации); философия(базовые взгляды, мировоззрения, ценности, мотивация); внутренняя концепция(источники внутренней силы, конкурентоспособности, роста, выживания); внешний образ, имидж предприятия(чувство ответственности перед партнерами, потребителями, обществом).

Основными целями предприятия могут быть: завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара; добиться более высокого качества своего товара; занять в отрасли лидирующее положение в области технологии; добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов; повысить прибыльность своих операций; добиться максимально возможного уровня занятости. А также основной и едва ли не единственной целью любого коммерческого предприятия является максимизация получаемой им прибыли. Однако в связи с возрастанием роли человеческого фактора, процессами глобализации и растущим осознанием необходимости гуманизации экономики, усилением влияния на жизнедеятельность человека глобальных проблем цивилизации выделяют следующие группы целей предприятия: экономические(максимизация прибыли, минимизация затрат, рост активов), технические(повышение технического уровня производства, качества продукции и т.д); социальные(сокращение рабочего времени, безработицы, повышение уровня жизни); экологические(снижение ущерба окружающей среде).

Необходимо отметить, что понятие предназначения, миссии предприятия гораздо более обширное, чем представление о его целях. Можно утверждать, что предназначение любого предприятия заключается в удовлетворении им каких-либо общественных потребностей. Даже чисто коммерческие предприятия, движимые, казалось бы, исключительно мотивом максимизации прибыли, благодаря принципу «невидимой руки» рынка способствуют своей деятельностью росту общественного благосостояния. Это возможно благодаря тому, что получить прибыль в рыночных условиях можно лишь путем реализации удовлетворяющих те или иные общественные потребности благ.