logo search
Белокрылова О

4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф

Формой организации предпринимательской деятельности является фирма (организация) как основное звено национальной экономики, в которой осуществляется непосредственный процесс производства. Основополагающие (системообразующие) факторы организации - кооперация, основанная на внутрифирменном разделении труда, реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов).

Из функций фирмы (организации) как товаропроизводителя, осуществляющего процесс индивидуального воспроизводства, вытекает ее экономическая обособленность. Формы ее проявления:

Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и ответственность организации как юридического лица.

Признаки организации как юридического лица:

Организационно-правовые формы предпринимательства обусловлены соответствующими формами собственности. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (с 1января 1995г.) в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций и физических лиц):

  1. Индивидуальное предпринимательство: осуществляется в форме предпринимательства без образования юридического лица (в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства).

  2. Совместное предпринимательство (партнерство):

а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (командитное, смешанное) (полные товарищи и товарищи-вкладчики);

б) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарной) своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости вкладов;

в) производственные кооперативы.

  1. Корпоративное предпринимательство:

акционерные общества;

открытые общества;

закрытые общества.

  1. Государственное предпринимательство осуществляется в форме унитарных предприятий (не наделенных правом собственности):

Схема 8. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку - форме собственности) существуют организационно-экономические формы различаются по деятельностному знаку:

  1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.

  2. Синдикат - объединение сбыта.

  3. Консорциум - объединение для крупных инвестиций.

  4. Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.

  5. Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних.

  6. Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам.

Таблица 5.

Преимущества и недостатки основных типов предприятий

Тип

преимущества

недостатки

индивидуальное

70% от числа предприятий в США

6% в объеме продаж

легко учредить, значительная свобода действий, существенный стимул эффективной работы

ограниченность финансовых средств, трудности совмещения функций контроля и управления, полная финансовая ответственность

партнерство

10% от числа предприятий США

4% выручки от продаж

легко учредить, более высокая, чем в индивидуальном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности

возможность возникновения несовместимости интересов в управлении, несогласованности действий, риск распада фирмы при выходе 1 из владельцев, неограниченная финансовая ответственность

корпорация

20% от числа предприятий США

90% выручки от продаж

широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответственность, преимущества объединения капитала

организационные и финансовые сложности учреждения, двойное налогообложение, расхождение в функциях контроля и присвоения

Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.

Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции.

Классификация предприятий по размерам:

  1. Мельчайшие - основаны на личном труде товаропроизводителя - мелкотоварное и ремесленное производство (семейные - 2 - 3 человека).

  2. Малые (с 1 июля 1995 г.): в производстве - до 100 чел., в науке – до 60 чел., в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.

  3. Средние - от 50 до 500 чел.

  4. Крупные - более 500 чел.

  5. Сверхкрупные – более 10 более 10. тыс. чел

В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и средний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.

Таблица 6.

Основные характеристики предприятий малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе

0-9 чел.

10-99 чел.

0-499 чел.

500 и более

Количество предприятий (тыс.)

15210

1045

16335

15

Занятость (тыс. чел.)

31450

25500

72450

28900

Оборот на 1 предприятие (тыс. экю)

190

3050

550

273750

Добавленная стоимость на 1 занятого (тыс. экю)

25

30

30

40

Эти цифры показывают, что в SME занято в 3 раза больше работников. На 1 крупное предприятие приходится 1 тыс. мелких. Но на 1 SME приходится 550 тыс. экю оборота, а на 1 крупное -273750 тыс. экю. Тенденции изменения размера фирм различны в Европе и США.

МС МС

А х В

Размеры фирм

Рис. 6. Тенденции размера фирм

х - лучшее положение. А (Европа) и В (США) экономики занимают не лучшее положение, т.к. в обоих случаях издержки выше минимальных, но движение к минимуму различно: в Европе (А) надо укрупнять, а в США (В) уменьшать размеры фирм (антитрестовская политика).

Д. Гэлбрейт (посол в Москве, советник Кеннеди) считал, что экономическое развитие определяют большие фирмы, Шерер отмечал обратное соотношение: развитие влияет на размеры фирм. Укрупнение фирмы ведет к доминирующему положению на рынке, а это - к превращению в “Sleping giants” (спящего гиганта), т.к. такие фирмы не проводят научные исследования.

НИОКР

2

1

А размер фирмы

Рис. 7. Размеры фирм и объемы НИОКР

S-образная кривая отражает связь между размерами фирмы и научно-техническими исследованиями и развитием: до А вместе с ростом фирмы растет объем инвестиций в исследования, а затем или падает (I) или пойдет ассимптотически.

Отличительное свойство предпринимательской структуры - высокий динамизм - непрерывное колебание долей различных предприятий в общей совокупности выпускаемой продукции.

Российское предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана 70 лет назад. Но сейчас идет не возрождение предпринимательства, поскольку нельзя вернуть то, что умерло. Формируется новое предпринимательство. Кроме того, в России оно было развито слабо. «Существенной причиной малого развития у нас промышленности, несмотря на множество условий для ее широкого процветания, должно считать отсутствие личной предприимчивости, определяемой преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовеньким.., и если манна небесная не валится сверху с неба, наша образованность привыкла обвинять кого-либо, а сама ничего не предпринимать, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это нужно для дел промышленности» /Менделеев Д.И., 1906/. Собственный опыт предпринимательства срыт под корень, это заставляет перенимать западный, что не всегда ведет к положительному результату, например, число бирж быстро уменьшилось.

Таким образом, в течение длительного времени, обучаясь на Западе, приспосабливая эти знания к собственному опыту, предприниматели РФ будут методом проб и ошибок осваивать практическую философию бизнеса. Пока философией российского предпринимательства выступает выживание и рвачество.

Для преодоления этого необходимо:

Тогда философией предпринимательства станет служение обществу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Перечислите современные теории предпринимательства.

  1. Как соотносится неоавстрийская теория предпринимательства как обеспечивающего тенденцию к равновесию с определением предпринимательства как новаторства, нарушающего рыночное равновесие?

  2. Перечислите критерии классификации предпринимательства.

  3. Каковы организационно-правовые формы предпринимательства в России?

  4. Какие льготы имеет малый бизнес в РФ?

6. Какова социально-экономическая структура предпринимательства в переходной экономике?

ТЕСТЫ.

1. Какая форма предпринимательства не относится к его организационно - правовым формам в России?

а) государственное предприятие;

б) полное товарищество;

в) производственный кооператив;

г) открытое акционерное общество;

д) закрытое акционерное общество;

е) товарищество с ограниченной ответственностью;

ж) товарищество на вере.

2. Чем оценивается допустимый риск в предпринимательской деятельности:

а) потерей ожидаемой прибыли;

б) потерей всей выручки от реализации;

в) естественные потери;

г) потери всего имущества и банкротство.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., 1994.

  3. Гражданский Кодекс РФ. М., 1995. Ч.1.

  4. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1. СПБ, 1994.

  5. Казакова П., Минаева Н.В. Экономика. М.,1996.

  6. Менар К. Экономика организаций. М.,1996.

  7. Нуреев Р.М. Экономическая теория. Микроэкономика. М.,1996.

  8. Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М.Н. Киров, 1996.

  9. Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.

  10. Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994.

  11. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М., 1994. Раздел 5.

  12. Теория фирмы. М.,1995.

  13. Экономика и бизнес. / Под. Ред. Камаева В.Д. М.,1993.Гл.1,3.

  14. Экономика переходного периода /Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. Гл.3.