Тема 6 Монополия и олигополия
Развитие органической системы товарных отношений обеспечивается законом стоимости. Его действия осуществляется через организм внутри и межотраслевой конкуренции. Потребности человека и общества безграничны, их удовлетворение требует рационального использования ресурсов, так как ресурсы ограничены. Оптимальное использование ресурсов достигается благодаря саморегулированию рынка, через конкурентов.
Внутриотраслевая конкуренция, в которой участвуют товары, формирует рыночную цену товара. Её природа есть постоянное отклонение от стоимости. Это отклонение обеспечивает движение системы. Если предположить совпадение цены и стоимости то исключается в этом случае возможность действия конкуренции, такое предположение будет описывать статическое состояние системы, а не процесс её движения.
Межотраслевая конкуренция обеспечивает рациональное распределение ресурсов и оптимально отраслевую структуру общества. В результате конкуренции происходит увеличение масштабов индивидуального капитала, начинают формироваться монополии.
Монополия – результат действия конкуренции. Монополия не противостоит конкуренции, а переводит конкурентную борьбу в более жёсткую сферу. Когда масштабы индивидуального капитала увеличиваются, капиталист получает возможность влиять на формирование цены, в данном случае цена планово определяется им до процесса производства, мы видим, что природа цены изменяется в ней, стали, проявляется новые отношения, для которых уже не характерна стихийная рыночная ценообразование.
С целью изучения совремённых отношений в соответствии с развитием монополии экономисты выделяют 4 типа рынка:
- чистая монополия;
- чистая конкуренция;
- монопольная конкуренция;
- олигополистический рынок.
Методы ценообразования на каждом типе рынков различны, например, при анализе олигополистического рынка наиболее приемлемыми выступают методы формирования цены на лидерство в целом, система заключённых соглашений. Если в условии свободной конкуренции в цене реализовалась цель деятельности получения максимальной прибыли то в олигополистическом рынке, через цену фирмы стремятся обеспечить себе стабильность деятельности, оградив себя от хаоса рынка. Данная цель требует, что бы цена товара обладала жесткостью и не была подвержена постоянным изменениям. Стабильность цены может быть достигнута путем договора между олигополистами.
Законный способ договора – это применение системы лидерства в целом, его содержание следует. Олигополист – лидер. Устанавливает цену на свою продукцию с учетом получения прибыли не только в собственном производстве, но и в получении прибыли аутсайдером, которые выпускают сигнальную продукцию фирмы – аутсайдеры принимают такую цену, чем минимизируют ценовую конкуренцию.
Применение данной системы ценообразования можно рассматривать как реализацию единой цели олигополистов.
Применение системы заключенных соглашений предполагает, что не одна из фирм олигополистов не может установить max высокую цену при условии низкой эластичности спроса. Это обеспечивается тем, что существует риск потери потребителя и следовательно уменьшение продаж. Таким образом, ни одна из фирм олигополиста не может достигнуть в данной цели максимальной прибыли.
На рынке чистой монополии цена товара зависит от эластичности спроса на данный товар, чем ниже эластичность спроса, тем большую цену может установить монополист.
Данное условие может быть использовано при объяснении парадокса Гиффена, согласно которому бывают такие ситуации, когда повышение цены на товар сопровождается увеличением объема продаж. Парадокс Гиффена можно наблюдать, например, когда изменяется структура потребления слоев населения с низким доходом. Повышение цен на какой-либо товар приводит к тому, что растет потребление другого товара, цена которого также увеличилась, но в меньшей степени.
- Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики 7
- Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства 11
- Тема 3 Економічні теорії XX століття. 16
- Тема 4 18
- Введение
- Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики
- 1.1.Предмет микроэкономики.
- 1.2. Методологические принципы анализа рыночных отношений.
- 2.Основы рыночных отношений. Рыночные отношения как отношения экономической обособленности фирмы.
- 1 Методологические принципы анализа рыночных отношений
- 1.1. Предмет микроэкономики
- 1.2. Методы исследования предмета микроэкономики.
- 2.Основы рыночных отношений. Рыночные отношения как отношения экономической обособленности фирмы
- 2.1. Отношения собственности, как правовые рамки рыночных отношений
- 2.2. Рыночные отношения, как отношения экономике обособленности разделения труда
- Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства
- 2. Теория спроса и предложения
- Понятие предложения, функции и объем предложения
- Взаимодействие спроса и предложения
- Выводы:
- Тема 3 Економічні теорії XX століття.
- Особенности формирования неоклассической школы.
- Неокласическая теория Дж.М.Кейнса.
- 1. Особенности формирования неоклассической школы
- 2. Неокласическая теория Дж.М.Кейнса
- Тема 4 Возникновение и сущность монополии
- Формы монополии
- Тема 5 Монополия, олигополия, конкуренция
- Тема 6 Монополия и олигополия
- Тема 7 Цели корпорации
- Тема 8 Прибыль. Издержки производства
- Издержки производства, их классификация
- Предельный доход
- Тема 9 Финансовый рынок и его связь с деятельностью корпорации Денежный рынок и его связь с корпорацией
- Корпорации и биржи
- Тема 10 Ценные бумаги, выпускаемые корпорацией
- Учебно – методическая литература Основная
- Дополнительная