6. Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Почему и как возник рынок? Его появление обусловлено тем, что человек, с одной стороны, имеет безграничные потребности, а с другой - ограниченные производственные возможности (узкую специализацию). Эта ограниченность преодолевается посредством обмена результатами труда. Именно рынок и является тем величайшим изобретением человечества, с помощью которого люди решают вышеназванную проблему. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Таким образом, под рынком экономисты понимают любые взаимодействия, в которые люди вступают для осуществления торговли друг с другом. Это означает, что сущность рынка в торговле. Но обменивать и торговать люди стали, когда у них появились излишки продуктов. Следовательно, причины (условия) возникновения рынка надо искать в темпах роста производительности труда и эффективности использования ресурсов. Этим условием является общественное разделение труда, которое ведет к углублению специализации и росту производительности труда. Естественной причиной специализации выступает индивидуальность людей, их стремление к самовыражению и самореализации. Второе условие - экономическая обособленность производителей, возникающая на основе частной собственности. Владельцы частной собственности знают, что они получат прибыль, т.е. с выгодой возместят свои затраты только тогда, когда будут производить товары и услуги, которые нужны людям. Такое «целевое» использование ресурсов ведет, в конечном счете, к их эффективному использованию.
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимо еще одно условие - свобода предпринимательства. Рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства. Рынок выполняет ряд функций: ценообразующую, регулирующую, информационную, посредническую, санирующую.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Для характеристики структуры рынка выделяют следующие критерии: по объектам; по субъектам; по географическому положению; по степени ограниченности конкуренции; по соответствию действующему законодательству; по характеру продаж. В качестве субъектов рыночной экономики выступают домашние хозяйства, фирмы и. государство.
Преимущества рынка: эффективное распределение ресурсов, быстрое удовлетворение разнообразных потребностей, свобода выбора, эффективное функционирование при наличии ограниченной информации.
Недостатки рынка: он ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги, и безразличен к тем, у кого их нет; не гарантирует людям занятости и получения дохода; не решает проблем спадов производства, инфляции и безработицы /1,2/.
7. Экономические блага и их классификация. Товар как специфическое экономическое благо. Свойства товара.
Благо - средство для удовлетворения потребностей человека. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ: материальные и нематериальные, внутренние и внешние и т.д. Особое значение имеет деление благ на экономические и неэкономические. Экономические - это блага, которые являются результатом экономической деятельности, т.е. трат ресурсов, имеющих ограниченный характер, за доступ к которым надо платить. Неэкономические блага «даровые блага» дает природа, в количестве, достаточном для полного удовлетворения потребностей человека.
Существует определенная классификация экономических благ: а) в зависимости от доставляемой потребителям полезности они делятся на предметы первой необходимости и предметы роскоши; б) взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие; в) прямые (потребительские) и косвенные (инвестиционные); г) долговременные и краткосрочные; д) настоящие (имеющиеся в данный момент) и будущие (ожидаемые в последующем периоде). Таким образом, соотношение между потребностью и доступным количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.
Специфической формой экономического блага является товар. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью или потребительной ценностью - это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Товар обладает также меновой стоимостью, заключающейся в способности товара обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие товары. Меновая стоимость является формой выражения, проявления стоимости. Стоимость - это воплощенный в товаре труд. По Марксу, цена -это денежное выражение стоимости товара. Современная трактовка заключается в том, что цена - ценность блага в денежном выражении /1,2/.
- Введение
- Вопросы по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену « Экономика»
- I. Экономическая теория
- 1. Предмет и методы исследования в экономической теории.
- 2. Общественное производство. Экономические потребности и экономические ресурсы.
- 3. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Фундаментальные вопросы экономики. Граница производственных возможностей.
- 4. Экономические системы мира: критерии классификации. Транзакционные издержки как показатель эффективности экономических систем.
- 5. Собственность как экономическая категория. Реформа собственности в России.
- 6. Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
- 8. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 9. Предложение товаров на рынке. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 10. Эластичность спроса и предложения.
- 11. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- 12. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.
- 13. Бухгалтерские и экономические издержки.
- 14. Рынок факторов производства (ресурсов).
- 15. Основные макроэкономические показатели.
- 16. Смешанная экономика. Экономическая роль государства.
- 17. Макроэкономическая нестабильность. Циклический характер экономического развития.
- 18. Рынок труда и заработная плата.
- 19. Экономический рост.
- 20. Причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
- 21. Равновесие потребителя.
- 22. Производственная функция. Карта изоквант.
- 23. Функция издержек и изокосты.
- 24. Особенности ценообразования на рынке несовершенной конкуренции.
- 25. Общественные блага: содержание, спрос, предложение.
- 26. Английская классическая школа политэкономии.
- 27. Маржинализм.
- 28. Экономическая концепция к. Маркса.
- 29. Теория государственного регулирования Джона Мейнарда Кейнса.
- 30. Современный монетаризм.
- II. Экономика предприятия. Организация производства
- 31. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели.
- 32. Производственная программа предприятия.
- 33. Производственная мощность предприятия, методики расчета.
- 34. Экономическая сущность, состав и структура оборотного капитала (фондов).
- 35. Виды цен и их классификация.
- 36. Кадры предприятия, их классификация и структура.
- 37. Сущность, структура и значение капитальных вложений.
- 38. Сущность и значение основного капитала (фондов), его состав и структура.
- 39. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов.
- 40. Прибыль предприятия.
- 41. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 42. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, их оценка.
- 43. Маркетинговое планирование на предприятии.
- 44. Организационно-правовые формы предприятий.
- 45. Управление качеством продукции.
- 46. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
- 47. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
- 48. Нормы труда и методика их расчета.
- 49. Диагностика банкротства, методы оценки показателей и меры финансового оздоровления.
- 50. Производительность труда и методы ее исчисления.
- 52. Организация комплексного обслуживания производства.
- 53. Организация производства на пищевом предприятии.
- 54. Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.
- 55. Основные этапы внутрифирменного планирования.
- 56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.
- 57. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
- 58. Наличное и безналичное обслуживание предприятий в коммерческих банках.
- 59. Обслуживание предприятий небанковскими кредитными организациями.
- 60. Формы продвижения товара на рынок.
- III. Менеджмент, управление персоналом.
- 61. Сущность и функции управления.
- 62. Понятие организационной культуры и ее виды.
- 63. Стиль работы руководителя.
- 64. Модели менеджмента и их эффективность.
- 65. Модель стратегического менеджмента.
- 66. Мотивация персонала: основные теории и применение их на практике.
- 67. Организационные структуры управления и их виды.
- 68. Сущность и принципы управления инновационными проектами.
- 69. Модели и методы принятия решений.
- 70. Концепция общих стратегий м. Портера.
- 71. Теория лидерства в управлении персоналом.
- 73. Роль и значение информации в процессе управления.
- 74. Управленческое решение. Виды управленческих решений.
- 75. Понятие «стиль» и «метод» управления.
- 77. Управление карьерой. Модели профессиональной карьеры.
- 78. Группы и их значимость. Эффективность работы группы.
- 79. Коммуникации. Виды коммуникаций.
- 80. Отбор персонала. Методы отбора.
- 81. Классификация требований к кандидату на замещение вакантной должности.
- 82. Конфликт. Варианты конфликтов.
- 83. Факторы, характеризующие условия труда.
- 84. Классификация методов управления.
- 85. Методы оценки персонала. Слабые и сильные стороны.
- 86. Особенности линейной и функциональной структур управления.
- 87. Эффективность управления.
- 88. Роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации, его виды.
- 89. Цели, задачи и функции управления персоналом.
- 90. Эффективность подготовки руководителя внутри организации.