Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.
На сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии «нижнего пути» конкурентоспособности. При этом такая стратегия выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого порядка» (человеческий капитал, инновационный потенциал), а в силу отсутствия на протяжении многих лет продуманной и адекватной государственной стратегии в этом направлении. Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.
В проблеме обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях глобальной экономики исключительно важную роль играет повышение конкурентоспособности промышленного производства.
Задача формирования промышленной политики для обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях открытой экономики является приоритетной государственной задачей, требующей скорейшей реализации, особенно в условиях активизации процесса присоединения России ко Всемирной торговой организации.
Промышленная политика гибкой специализации поддерживает создание промышленных кластеров, развитие сетей «покупатель-поставщик», разработку программ передачи технологий, создания венчурных инновационных фирм, участие работников в собственности и в управлении фирмами.
Используются как минимум три типа промышленной политики: экспортно-ориентированной, ориентированной на внутренний спрос, направленной на ограничение использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т. п.). В настоящее время государственная промышленная политика существует в России в виде отдельных федеральных целевых программ или отдельных решений по поддержке некоторых секторов промышленности. России в настоящее время необходимо преодолеть чрезмерную зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, а это возможно только в том случае, если государство сумеет четко определить принципы, цели, задачи и приоритеты промышленной политики в контексте повышения международной конкурентоспособности национальной экономики.
Особой сферой предпринимательства и объектом регулирования и поддержки со стороны государства является малый и средний бизнес.
Бизнес нуждается в государстве уже в силу того, что только оно способно обеспечить стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать свое эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли.
Государство оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет, например, военных расходов и огромных расходов на закупки производимой корпорациями продукции.
Именно здесь предпринимательство и государственная бюрократия взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга, они как бы слиты в неразрывное единое целое.
Малое и среднее предпринимательство представляет собой составную и неотъемлемую часть рыночного и социального механизма смешанной экономики, без которого она не может эффективно функционировать и развиваться.
Создавая и укрепляя средний класс, малый бизнес обеспечивает расширение поля конкуренции и экономически препятствует монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций; выполняет пионерную функцию в реализации новых технологий, товаров и услуг; выполняет стабилизирующую роль социально-политической жизни общества, расширяя слой собственников-предпринимателей и обеспечивая благоприятные возможности для социальной стабильности.
Поэтому для того, чтобы малые и средние предприятия могли успешно решать эти задачи, государство должно содействовать повышению их конкурентоспособности на рынках путем формирования благоприятных условий финансирования, информационного обеспечения, введения научно-технических новшеств, подготовки персонала, выхода на мировой рынок.
Таким образом, и характер российской экономики, и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований, а также мер полуадминистративного регулирования на отраслевом уровне, которые можно обозначить как «промышленная политика». Констатацию этого факта совершенно ошибочно считают у нас чуть ли не «коммунистической ересью» или по крайней мере оппозицией курсу на реформы. В реальности дело обстоит как раз наоборот – сведение реформ к отказу государства от ответственности за состояние экономики и к использованию им только узкого набора инструментов кредитно-денежного регулирования, эффективность которых в наших условиях более чем сомнительна, на деле означает отказ от подлинных рыночных реформ, так как обрекает страну на роль вечной отсталой периферии в целом динамично развивающегося мирового хозяйства.
- Возможности рыночной экономики и необходимость ее peгулирования.
- Сущность и цели государственного регулирования национальной экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- Классическая теория о роли государства в экономике.
- Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.
- Неоклассические взгляды. Монетаризм о роли государства в экономике.
- Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
- Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
- Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
- Особенности российского экономического пространства.
- Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- Законодательные основы регулирования экономики.
- Налоговое регулирование.
- Бюджетное регулирование.
- Денежно-кредитное регулирование.
- Ценовое и тарифное регулирование.
- Таможенные инструменты государственного регулирования экономики.
- Государственные и муниципальные заказы.
- Центральный банк России и его роль регулятора в народном хозяйстве.
- Органы государственного регулирования экономики в рф.
- Предпосылки экономического реформирования.
- Приватизации и национализации как экономическая активизация.
- Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.
- Кризисы и опыт антикризисного регулирования за рубежом.
- Предприятие в системе государственного регулирования экономики.
- Макроэкономические показатели и регулирование.
- Проблемы оптимизации структуры российской экономики.
- Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инновации.
- Регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности.
- Специфика и следствия российского монополизма.
- Цели, организация и методы антимонопольного регулировании.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
- Особенности государственного регулирования в промышленности и апк.
- Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.
- Регулирование процессов конверсии впк России.
- Регулирование финансовых рынков.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Проблемы и задачи государства в связи с вступлением России в вто.
- Поддержка в сфере малого предпринимательства.
- Задачи и методы регулирования социального развития.
- Регулирование демографических процессов и миграций.
- Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
- Государственное регулирование в сфере занятости.
- Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.
- Прогнозирование экономического и социального развития и рф.
- Целевые программы в управлении экономикой.
- Регулирование территориального развития в рф.
- Стратегическое планирование в регионе.
- Возможности регулирования экономики на муниципальном уровне.
- Актуальные вопросы управления государственным сектором экономики.