logo search
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГЭ по ЭКОНОМИКЕ

65. Модель стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент является быстроразвивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами. Этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

Модель стратегического менеджмента представляет собой совокупность норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средство связи предприятия с внешней средой. «Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».

«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».

Стратегия должна стать «нитью времени, связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию». В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В хозяйственной практике России модель стратегического менеджмента, равно как и его механизм, находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям.

Модель стратегического менеджмента включает в себя четыре этапа: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент и нацелена на принятие стратегических решений. Стратегическое решение - это вид управленческого решения, которое:

- ориентировано на будущее и закладывает основу для принятия оперативных управленческих решений;

- сопряжено со значительной неопределенностью, поскольку учитывает неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

- связано с вовлечением значительных ресурсов и может иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия /33, 37/.