logo search
КЭАХД крат курс для верников

Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия Сущность и виды рейтинговой оценки

Под термином рейтинговая оценка понимается место организации в классификации либо упорядочении, проведенном на основе какого-либо признака.

Виды рейтинговых оценок зависят от способа осуществления рейтинговой процедуры.

Упорядоченным рейтингом называют ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя (или группы показателей). При проведении такого рейтинга используются стандартные методы ранжирования совокупности объектов. Основной методологической сложностью в данном случае является отбор наиболее информативных данных и трансформация разнородных показателей в интегральный рейтинг, по которому и будет производиться ранжирование.

Классификационным (неупорядоченным) рейтингом принято считать позицию участника на определенной рейтинговой шкале. При построении рейтинга классификационного типа исследователь должен определить, к какому из заранее заданных либо определяемых в ходе проведения рейтингования классов можно отнести рассматриваемое предприятие. При построении рейтинга данного типа обычно проводится глубокий качественный и количественный анализ деятельности предприятия, а иногда используются и методы многомерной классификации.

Рейтинг является важным источником информации о деятельности коммерческой организации для каждой из групп пользователей информации.

Собственникам рейтинговая оценка позволяет оценить рыночные позиции предприятия по определенному показателю относительно предприятий-конкурентов или относительно среднерыночного уровня, а также проинформировать деловое сообщество о финансовом состоянии организации. Рейтинг может служить гарантией надежности, свидетельством сильных рыночных позиций, играть важную роль в формировании кредитной истории, демонстрировать определенный уровень прозрачности предприятия, быть эффективным средством установления деловых связей с контрагентами.

Для служащих рейтинги могут дать информацию о финансовой стабильности предприятия, степени его социальной ответственности и перспективности как работодателя.

Для поставщиков и потребителей рейтинговая оценка несет информацию о степени предсказуемости предприятия и его готовности «играть по правилам».

Кредиторам рейтинги предоставляют информацию о надежности предприятия как заемщика.

Государству рейтинговая оценка дает возможность эффективно осуществлять надзор за отдельными организациями и контролировать устойчивость стратегически важных предприятий и отраслей.

Конкуренты, определяя свои позиции на рынке, могут формировать свою стратегию, принимая во внимание результаты рейтингования.

Для менеджеров рейтинг является критерием оценки эффективности принятых ими решений, т. е. оценкой их работы.