logo search
+Социология рынков_К формированию нового направ

Глава 15 борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией

Особые проблемы возникают на рынках потребительских товаров в связи с неправомочным использованием фирменных торговых марок — отечественных и зарубежных. Здесь возникает еще одна иерархия участников рынка, которые стратифицируются по степени соб­людения интеллектуальных прав собственности. Следует выделить три таких категории:

Таким образом, когда мы, приходя в магазин или на открытый рынок, покупаем какой-нибудь фирменный продукт (лак для волос или батарейки для диктофона, банку кофе или бутылку вина), в наши руки может попасть:

Соответственно существуют три разных, почти не пересекающихся товарных потока, каждый из которых обслуживается особой группой участников рынка342. В первом случае речь идет о ведущих (в том числе мировых) производителях, их уполномоченных импортерах и официальных дистрибуторах, во втором — о «серых» дилерах, в тре­тьем — об изготовителях и распространителях подделок.

В чем выражаются нарушения прав собственников торговых марок, и к каким потерям они приводят? Как правообладатели борются с нарушителями, и с какими препятствиями они сталкиваются в ходе этой борьбы? Мы рассмотрим указанные проблемы, опираясь прежде всего на данные нашего проекта «Масштабы серого импорта и контрафактной продукции на российском рынке потребительских товаров» (2003 г.). Его основными участниками выступили компании, представляющие в России крупнейших мировых производителей, объединенных в Содружество производителей фирменных торговых марок (Русбренд). Речь идет, таким образом, о той категории компаний, которые в нашей терминологии, изложенной в предыдущей главе, «работают по закону».