1). Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока: – Вавилон - кодекс царя Хаммурапи; – Китай – Конфуций; – Индия - трактат "Артхашастра".
Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.
Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.
Индийский трактат "Артхашастра" (буквально – "наука о пользе, о практической жизни") – это собрание наставлений по вопросам управления государством.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин.
Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика": – обязательным является наличие частной собственности; – все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику; – деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения; – человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Источники экономической мысли Средневековья: – в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406); – в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274); – в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).
Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала: –к осознанному отношению к труду; – борьбе с расточительством и жадностью; – пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».
Экономические воззрения Августина: 1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; 2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; 3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.
Ключевые догмы Фомы Аквината: – деньги не могут порождать деньги; – необходимо сословное деление общества; – богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро); – признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал: – цену, которая сообразна издержкам; – цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
- Лекция 3. Модели сбережения, потребления, инвестиций и макроэкономическое равновесие
- Использование чд семьями рф в течение года
- Лекция 4. Макроэкономическое равновесие и определение равновесного уровня национального дохода
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- Равновесие на товарном рынке
- Неоклассические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении
- 4.2 Равновесие товарного рынка в модели "доходы - расходы"
- Ni (нац.Доход)
- Лекция 5. Денежное обращение (м. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия
- 1. Деньги, их роль и функции в экономике
- 3. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- Лекция 6. Кредитно-денежная система и политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
- Кредитная система государства
- Кредитно–денежная политика
- Лекция 6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель is-lm). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- 1. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель is-lm
- Лекция 7. Государство в рыночной экономике
- 7.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике
- 7.2 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику
- 7.3 Роль государства в переходной экономике
- 1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.
- 8.3 Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Лекция 9. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 1 Экономический цикл
- 2. Инфляция
- Причины возникновения инфляции
- Экономические и социальные последствия инфляции
- 3. Безработица
- Уровень безработицы и темпы инфляции. Кривая Филлипса.
- 4. Экономический рост
- Лекция 10. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 1. Мировое хозяйство и национальная экономика
- 2. Международная торговля и торговая политика
- 3. Платежный баланс и равновесие в открытой экономике
- 4. Валютные курсы и валютное регулирование
- 2. Фискальная политика - более эффективна, если:
- 1. Кредитно-денежная политика эффективна, если:
- 2. Фискальная политика неэффективна, если:
- Лекция 11. Структурные сдвиги в экономике России. Формирование открытой экономики
- Лекция 12. История экономических учений
- 1). Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
- 2). Классическая политическая экономия
- 3). Марксизм
- 4). Маржиналистская революция. Австрийская школа
- 5). Австрийская школа
- 6). Неоклассическое направление экономической науки
- 7). Теория регулируемого капитализма д.М. Кейнса
- 9). Экономические теории институционализма
- 10). Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, а.В. Чаянов, н.Д. Кондратьев
- 11). Экономико-математическая школа России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман в.В. Новожилов, л.В. Кантарович)