5). Австрийская школа
Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.
Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора.
Австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не исходит из того, что все действия людей движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей.
В отличие от других направлений маржинализма австрийцы обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а, следовательно, нет и точки равновесной цены – определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.
Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Эйген Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.
Из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказалась наиболее долговечной. Правда, в 1930-е годы казалось, что она окончательно растворилась в общем потоке неоклассической теории. Но в 1970-е годы она вновь вышла на поверхность в лице новой исторической школы, возглавляемой Л. Мизесом и Ф. Хайеком.
- Лекция 3. Модели сбережения, потребления, инвестиций и макроэкономическое равновесие
- Использование чд семьями рф в течение года
- Лекция 4. Макроэкономическое равновесие и определение равновесного уровня национального дохода
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- Равновесие на товарном рынке
- Неоклассические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении
- 4.2 Равновесие товарного рынка в модели "доходы - расходы"
- Ni (нац.Доход)
- Лекция 5. Денежное обращение (м. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия
- 1. Деньги, их роль и функции в экономике
- 3. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- Лекция 6. Кредитно-денежная система и политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
- Кредитная система государства
- Кредитно–денежная политика
- Лекция 6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель is-lm). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- 1. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель is-lm
- Лекция 7. Государство в рыночной экономике
- 7.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике
- 7.2 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику
- 7.3 Роль государства в переходной экономике
- 1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.
- 8.3 Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Лекция 9. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 1 Экономический цикл
- 2. Инфляция
- Причины возникновения инфляции
- Экономические и социальные последствия инфляции
- 3. Безработица
- Уровень безработицы и темпы инфляции. Кривая Филлипса.
- 4. Экономический рост
- Лекция 10. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 1. Мировое хозяйство и национальная экономика
- 2. Международная торговля и торговая политика
- 3. Платежный баланс и равновесие в открытой экономике
- 4. Валютные курсы и валютное регулирование
- 2. Фискальная политика - более эффективна, если:
- 1. Кредитно-денежная политика эффективна, если:
- 2. Фискальная политика неэффективна, если:
- Лекция 11. Структурные сдвиги в экономике России. Формирование открытой экономики
- Лекция 12. История экономических учений
- 1). Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
- 2). Классическая политическая экономия
- 3). Марксизм
- 4). Маржиналистская революция. Австрийская школа
- 5). Австрийская школа
- 6). Неоклассическое направление экономической науки
- 7). Теория регулируемого капитализма д.М. Кейнса
- 9). Экономические теории институционализма
- 10). Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, а.В. Чаянов, н.Д. Кондратьев
- 11). Экономико-математическая школа России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман в.В. Новожилов, л.В. Кантарович)