logo search
ТЕОРИЯ ГЭК 2012 Экономика АПК

Основные задачи развития апк

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 августа 2011 г. № 342 О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы

Основные задачи

создание комплекса экономических и правовых условий для мотивированного, эффективного и беспрепятственного хозяйствования субъектов в сельской местности за счет реализации мер по повышению эффективности государственной поддержки АПК, развитию государственно-частного партнерства, стимулированию привлечения инвестиций, в том числе иностранных, развитию предпринимательства, усилению мотивации труда, стимулированию развития крупнотоварного производства, созданию кооперативно-интеграционных формирований, поддержке малых форм хозяйствования, техническому и технологическому переоснащению АПК, обеспечению устойчивых темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия исходя из экономической целесообразности и повышению эффективности их продаж, в том числе на экспорт, совершенствованию кадрового и научного обеспечения АПК

Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

формирование рыночного экономического механизма хозяйствования, обеспечивающего повышение эффективности агропромышленного производства, развитие предпринимательской инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности;

обеспечение возможностей для повышения доходов сельских жителей, сближение уровня выполнения социальных стандартов в городах и на селе, стимулирование закрепления населения в сельской местности.

Для решения производственных задач предусмотрены:

совершенствование государственного регулирования АПК с учетом международной практики и нормативной правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

совершенствование государственной поддержки АПК, первоочередное ее оказание производствам и организациям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов, рост добавленной стоимости, а также имеющим важное социально-экономическое значение для экономики страны и региона;

развитие рыночных механизмов ценообразования, интервенционного регулирования сбалансированности рынка, мотивации труда работников и трудовых коллективов, увязанных с результатами финансово-экономического положения организаций;

совершенствование организационной структуры АПК на основе государственно-частного партнерства, развития продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней, объединяющих (кооперирующих) перерабатывающие, производящие и торговые организации;

увеличение объемов производства и сбыта продукции исходя из экономической целесообразности, выхода товарной продукции с высокой добавленной стоимостью из единицы производимого сырья.

В 2015 году производство зерна планируется в объеме 12 млн. тонн, молока – 10,7 млн., сахарной свеклы – 5,5 млн., реализация скота и птицы (в живом весе) – 2 млн. тонн.

обеспечение безопасности и высокого качества продукции сельского хозяйства и продовольствия;

укрепление продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны с выходом на оптимальные параметры продовольственного снабжения населения;

активизация инновационной деятельности в АПК, его техническое переоснащение с переходом на адаптивные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции, приведение затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, прирост производительности труда составит 67 процентов, уровень рентабельности продаж – 10–11 процентов.

формирование эффективной внешнеторговой политики, обеспечивающей рост экспорта, достижение положительного сальдо внешнеторгового баланса за счет рационального использования экспортного потенциала, оптимизации структуры внешней торговли, создания системы продвижения продукции сельского хозяйства и продовольствия на внешние рынки, включающей информационно-аналитические маркетинговые и логистические центры, совместные предприятия, биржи, финансово-промышленные группы, производственные и торгово-сбытовые корпорации, торговые представительства за рубежом и другое. Экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2015 году достигнут 7,2 млрд. долларов США, положительное сальдо – 4 млрд. долларов США.

структурировать бюджетное финансирование сельского хозяйства на:

финансирование государственных мероприятий по развитию села, реализация которых имеет важные социально-экономические последствия и по принятой в международной практике классификации не оказывает искажающего влияния на производство и торговлю (сохранение почвенного плодородия, мелиорация, подготовка кадров, научные исследования, противоэпизоотические и фитосанитарные меры и другие направления);

государственную поддержку развития сельскохозяйственных организаций, включающую субсидии, направляемые на:

реализацию целевых программ развития АПК и крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения значительных ресурсов, аккумулирование которых не может быть обеспечено организациями самостоятельно, и имеющих длительные сроки окупаемости;

поддержку текущей деятельности сельскохозяйственных организаций;

выделять субсидии на закупку удобрений, средств защиты, горюче-смазочных материалов, запасных частей и других товарно-материальных ценностей непосредственно сельскохозяйственным организациям по нормативам, устанавливаемым к объемам производства сельскохозяйственной продукции и площади земель сельскохозяйственного назначения с учетом их кадастровой оценки. Это позволит обеспечить доступ к получению государственных средств производителям сельскохозяйственной продукции независимо от формы собственности, подчиненности, размера. Производителям сельскохозяйственной продукции будет предоставлена возможность самостоятельно использовать государственные средства в соответствии с установленным Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с заинтересованными перечнем разрешенных направлений расходования бюджетных ресурсов;

увеличить в общем объеме бюджетных трансфертов селу долю государственных мероприятий (меры «зеленой корзины») в целях обеспечения развития механизма бюджетного финансирования сельского хозяйства в соответствии с принципами Всемирной торговой организации и условиями Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

обеспечить поэтапное сокращение государственного финансирования мероприятий, оказывающих искажающее влияние на торговлю. В соответствии с соглашениями о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации уровень государственной поддержки развития сельскохозяйственных организаций, оказывающей искажающее влияние на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема такой поддержки к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров, будет поэтапно снижен в течение периода реализации Государственной программы до 12 процентов, в том числе в 2011 году – до 16 процентов, 2012 году – до 15, 2013 году – до 14, 2014 году – до 13, 2015 году – до 12 процентов. В последующем уровень такой поддержки не должен превышать 10 процентов;

осуществлять выбор юридических лиц для реализации крупных инвестиционных проектов (строительство животноводческих объектов, инфраструктуры по хранению, переработке и продвижению на рынок сельскохозяйственной продукции) с государственной поддержкой путем проведения открытого конкурса с предоставлением бизнес-планов, подтверждающих эффективность вкладываемых государственных средств.

Предусматривается обеспечить развитие рынка кредитования мероприятий в области АПК посредством привлечения различных финансовых институтов (банки, небанковские кредитно-финансовые организации) на условиях конкурсного размещения заявок и перехода к удешевлению стоимости заемных средств, направляемых на финансирование мероприятий в АПК, через возмещение организациям-заемщикам части процентов по банковским кредитам.

Совершенствование системы налогообложения в дальнейшем будет осуществляться в целях формирования рациональных экономических связей, активизации инвестиционных процессов в сфере АПК.

Сохранится возможность выбора юридическими лицами предпочтительного для них режима налогообложения – общей системы с применением налоговых льгот или единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, ставка которого снижена с 2 до 1 процента.

Кроме того, планируется:

предусмотреть механизмы налогового стимулирования реализации продукции сельского хозяйства на экспорт;

расширить сферу применения льготного налогообложения, установленного для сельскохозяйственных организаций. В этих целях необходимо:

отнести для условий налогообложения к сельскохозяйственной продукции продукцию пушного звероводства;

позволить организациям, оказывающим услуги сельскохозяйственным организациям в части изготовления концентрированных кормов для сельскохозяйственных животных, применять налоговые преференции, предусмотренные для сельскохозяйственных организаций по исчислению налога на добавленную стоимость и платежей в Фонд социальной защиты населения;

рационализировать механизмы налогообложения участников кооперативно-интеграционных формирований.

Совершенствование механизма ценообразования осуществляется путем либерализации порядка установления и согласования цен (тарифов), сокращения объемов товарооборота и номенклатуры товаров, цены по которым регулируются государственными органами, развития механизма рыночного регулирования цен.

Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, планируется устанавливать с учетом конъюнктуры цен на рынке Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В отношении сельскохозяйственной продукции, поставляемой не для государственных нужд, применяется механизм свободного ценообразования в соответствии с законодательством.

Государственными органами антимонопольного регулирования предпринимаются меры по обеспечению свободного перемещения на территории страны сельскохозяйственного сырья и продовольствия, недопущению необоснованного ограничения поставок за пределы регионов товаров сельскохозяйственного происхождения и ввоза таких товаров на территорию региона.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства будет обеспечено за счет реализации системных мер, предусматривающих:

приведение затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;

повышение продуктивности отраслей сельского хозяйства;

развитие материальной базы и технико-технологическое переоснащение агропромышленного производства;

установление приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций, что позволит создать эффективный механизм оценки результатов хозяйствования, ориентирующий организации АПК на укрепление экономики, способствующий наращиванию производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов.

В целях приведения затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню предусматривается:

реализовать научно обоснованные схемы размещения по регионам республики экономически целесообразных видов производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения внутреннего и внешних рынков;

сформировать целевые региональные системы земледелия, обеспечивающие снижение уровня удельных затрат на производство продукции и повышение экономической отдачи земли;

внедрить интенсивные системы кормопроизводства, обеспечивающие получение сбалансированных по элементам питания кормов;

реализовать ресурсосберегающие технологические процессы в земледелии и животноводстве на основе использования новейших технических средств;

обеспечить строгое исполнение технологических регламентов производства продукции растениеводства и животноводства с установлением мер ответственности юридических лиц за их нарушение.

За счет приведения затрат к нормативному уровню будет обеспечена экономия ресурсов около 1 трлн. рублей.

Повышение продуктивности отраслей растениеводства и животноводства позволит снизить удельные затраты на производство сельскохозяйственной продукции на 5–10 процентов, что в текущих условиях оценивается в сумме 1,5 трлн. рублей. В этих целях намечается к 2015 году довести урожайность зерновых и зернобобовых до 43 центнеров с гектара, сахарной свеклы – до 524, картофеля – до 300, рапса – до 21,5, льнотресты – до 44 центнеров с гектара средним номером 1,75.

Удой молока на корову достигнет не менее 6,3 тыс. килограммов, среднесуточный прирост крупного рогатого скота и свиней составит соответственно 850 и 650 граммов.

Рентабельность продаж к 2015 году зерна достигнет 25 процентов, картофеля и овощей – 30, сахарной свеклы – 18, льнопродукции – 5, молока – 13, свиней – 10, мяса птицы и яиц – 15 процентов.

Планируется обеспечить безубыточное производство мяса крупного рогатого скота.

Для решения этих задач предусматривается:

довести в 2015 году внесение удобрений: органических – до 55,7 млн. тонн в год (до 12 тонн на гектар пашни)

минеральных – до 1931 тыс. тонн действующего вещества, в том числе азотных – до 767 тыс., фосфорных – до 316 тыс., калийных – до 848 тыс. тонн действующего вещества (не менее 270 килограммов действующего вещества на гектар сельскохозяйственных земель и 330 килограммов на гектар пашни) (рис. 2);

стабилизировать посевные площади зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях на уровне 2,5–2,6 млн. гектаров, обеспечив в ее структуре посевные площади кукурузы, высеваемой на зерно, на уровне 150–200 тыс. гектаров, зернобобовых культур – 150–180 тыс. гектаров;

оптимизировать структуру посевов многолетних трав и довести посевы бобовых и бобово-злаковых до 90 процентов, в том числе клевера лугового в чистом виде до 250 тыс. гектаров, люцерны – до 100 тыс. гектаров, бобово-злаковых травосмесей – до 320 тыс. гектаров;

сохранить посевную площадь кукурузы на силос – 630–650 тыс. гектаров, в южной и центральной частях республики перейти на сев среднеспелых, а в северной части – скороспелых гибридов кукурузы и обеспечить производство силоса в объеме 14 500 тыс. тонн с содержанием обменной энергии не менее 10 МДж на килограмм сухого вещества;

увеличить посевы однолетних культур, в том числе в поукосных, пожнивных и других промежуточных посевах, до 400 тыс. гектаров;

довести объемы заготовки сенажа и силоса с упаковкой в полимерные материалы (рукава, пленка) до 10–15 процентов от общего объема заготовки в 2015 году;

создать крупнотоварное производство плодов и ягод десертного назначения на площади 6,3 тыс. гектаров;

создать сырьевые зоны организаций обрабатывающей промышленности с использованием сортов плодов и ягод, пригодных для механизированной уборки;

В целях развития производственного потенциала сельскохозяйственного производства предусматривается:

построить 875 и провести реконструкцию и модернизацию 1358 молочнотоварных ферм с внедрением современных технологий (рис. 3);построить, реконструировать и модернизировать 2846 помещений для содержания молодняка крупного рогатого скота; построить 55 помещений по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мясного направления; обеспечить строительство 72 современных комплексов по выращиванию свиней с законченным циклом производства и 38 репродукторов на действующих комплексах с использованием на них прогрессивных технологических решений; создать 11 специализированных индустриальных комплексов для выращивания товарной продукции лососевых рыб мощностью до 1,5 тыс. тонн, осетровый комплекс мощностью до 100 тонн.

Предполагается поставить сельскому хозяйству 7,7 тыс. зерно- и 2,1 тыс. кормоуборочных комбайнов, 11 тыс. тракторов (из них 3,1 тыс. с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил), 2,7 тыс. погрузчиков, 4,4 тыс. автомобилей грузовых общего и специального назначения, и другой сельскохозяйственной техники.

52

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Эффективность производственной деятельности – это ре­зульта­тивность хозяйствования.

По­скольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в ка­честве критерия экономической эффективности выступает мак­симизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при обеспечении конкурен­тоспособности продукции. При внедрении ресурсосберегаю­щих технологий критерием эффективности является миними­зация затрат и ресурсов на единицу конечного результата. В рыночных условиях сохраняется и общий народнохозяй­ственный критерий эффективности: максимизация нацио­нального дохода, валового внутреннего продукта на единицу затрат и ресурсов для повышения уровня жизни народа.

Различают общую (абсолютную), сравнительную (относи­тельную) и социально-экономическую эффективность. Первый показатель применяется для оценки результатов производствен­ной деятельности на макро- и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, межотраслевым комплексам, а так­же по районам, областям и республике в целом.

Сравнительная (относительная) эффективность использует­ся при обосновании вариантных решений и отборе среди них наиболее оптимального.

Социальная эффективность – соответствие результатов хо­зяйст­венной деятельности социальным целям общества. Она выражает сте­пень удовлетворения всей совокупности потреб­ностей за счет созда­ваемого продукта и связана с уровнем жиз­ни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.

Для определения абсолютной эффективности производства применяются обобщающие и дифференцированные показате­ли.

Абсолютная эффективность использования какого-либо од­ного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференци­рованных показателей. Формулы расчета прямых показателей данной системы на сельскохозяйственных предприятиях приведены в табл.

Таблица 1. – Система дифференцированных показателей оценки эффективности производства в сельском хозяйстве

Ресурс

Результат производства

Валовая про­дукция (ВП)

Товарная про­дукция (ТП)

Валовой доход (ВД)

Чистый до­ход (ЧД)

Земельные угодья (Ѕ)

ВП/ Ѕ

ТП/ Ѕ

ВД/ Ѕ

ЧД/ Ѕ

Живой труд (Т)

ВП/ Т

ТП/ Т

ВД/ Т

ЧД/ Т

Овеществленный труд (Ф)

ВП/ Ф

ТП/ Ф

ВД/ Ф

ЧД/ Ф

Описать показатели в таблице

Объемные показатели экономического эффекта включают натуральные и стоимостные измерители. Последние имеют не только учетное, но и экономическое значение, так как с их по­мощью опосредуются товарно-денежные отношения.

Обобщающими показателями эффективности производства в являются себестоимость, при­быль и рентабельность. Данные показатели отражают эффек­тивность работы отраслей, предприятия и отдельных хозрас­четных подразделений.

Себестоимость продукции складывается из нескольких ви­дов затрат, имеющих разное производственное назначение. Се­бестоимость отдельных видов продукции колеблется по отдельным хозяйствам и районам страны. Поэтому изучение тенденций изменения себестоимости и ее структуры позволяет вскрыть неиспользованные внутрихозяй­ственные резервы, соотношение отдельных видов и элементов затрат и наметить направления, в которых в хозяйствах должны приниматься практические меры по снижению себестоимости продукции.

Структура себестоимости сельскохозяйственной продукции показывает процентное соотношение отдельных элементов (ви­дов) расходов в общей сумме затрат на производство и реализа­цию продукции. Различия в структуре себестоимости одинако­вых сельскохозяйственных продуктов на разных сельхозпред­приятиях отражают различия в уровне ведения хозяйства, тех­нической оснащенности производства, урожайности культур и продуктивности животных, производительности труда и т.д.

Изучение тенденций изменения структуры себестоимости в динамике позволяет более качественно управлять затратами, выявлять виды (элементы) затрат, сокращению которых следует уделить первостепенное внимание. Однако необходимо огово­риться, что в условиях высоких темпов инфляции, выражаю­щейся в постоянном росте цен на потребляемые в аграрном секторе ресурсы, снижение себестоимости продукции в абсолютном выражении не представляется возможным. Поэтому основная задача деятельности сельскохозяйственных предприятий зак­лючается в недопущении непроизводительных расходов и экономии ресурсов.

Важнейшими показателями, объективно влияющими на себестоимость продукции растениеводства, являются: ка­чественная оценка сельскохозяйственных угодий в баллах; ос­нащенность предприятия основными фондами в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; оснащенность предприятий энергоресурсами в расчете на 100 га тех же угодий в л.с.; обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в рас­чете на 100 га земельных угодий; уровень интенсивности ис­пользования сельскохозяйственных угодий по удельной вели­чине производственных затрат, в том числе удобрений, на 100 га угодий; уровень специализации земледелия по удельной вели­чине выручки от реализации растениеводческой продукции в общей ее сумме по хозяйству.

В животноводческих отраслях факторными показателями, влияющих на себестоимость, являются: уровень кормления по годовому расходу кормов в расчете на одну голову, т корм, ед.; себестоимость 1 т корм. ед. годового рациона продуктивного стада; сбалансированность кормов по переваримому протеину в кг на 1 ц корм, ед.; уровень концен­трации производства по плотности поголовья продуктивного стада в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; уровень специализации по удельному весу вы­ручки от реализации продукции отрасли в общей выручке по хозяйству и др.

На себестоимости агропромышленной продукции отража­ются результаты всей производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия. Однако себестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, насколько оно эффектив­но, как прибыль предприятия соотносится с затратами.

Прибыль – один из важней­ших показателей, характеризующих экономическую эффек­тивность сельскохозяйственного производства. В нем отража­ются результаты затрат не только живого, но и прошлого, овеществленного труда, качество реализуемой продукции, уро­вень организации производства и его управления. Прибыль зависит от цен на продукцию предприятия, покупные материалы и сырье, уровня оплаты труда, а также структуры производственных затрат.

Прибыль часть чистого дохода, исчисляемая как разность между выручкой предприятия за реали­зованную продукцию и затратами на ее производство.

Рассмотрим, что включают в себя понятия «выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг», а также «операционные доходы и расходы», «внереализационные доходы и расходы».

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг – денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.

Согласно нормативным документам в учетной политике организации отражается метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг – либо «по оплате» либо «по отгрузке».

В составе операционных доходов отражают: доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества; арендную плату; платежи по лизинговым договорам за пользование объектами интеллектуальной собственности; доходы от вкладов в уставные фонды других организаций и иное.

Операционные расходы представляют собой:

– затраты, соответствующие операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде;

– затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, и признаваемые расходами в период осуществления.

Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, когда получены от должника, т.е. когда судом вынесено решение об их взыскании и они признаны должником.

Внереализационные расходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, когда они фактически уплачены, т.е. когда судом вынесено решение об их взыскании и они признаны организацией.

Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг – превышение выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг над себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг.

Сопоставление выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг с себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, операционных доходов с операционными расходами, внереализационных доходов и внереализационных расходов согласно отчетам предприятия позволяет определить величину балансовой (валовой) прибыли (убытка).

Чистая прибыль – балансовая прибыль за минусом уплаченных налогов.

Как экономическая категория прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, но не дает представления о степени данной эффективности. Для определе­ния сравнительной экономической эффективности производ­ства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом необходимо полученную прибыль сопоставить с себестоимос­тью реализованной продукции.

Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая означает доход­ность, прибыльность предприятия.

Уровень рентабельности определяется в процентах как отношение полу­ченной предприятием прибыли к себестоимости реализованной продукции.

В тех случаях, когда производство продукции является для сельскохозяйственного предприятия убыточным (себестоимость реализованной продукции превышает выручку), определяется уровень убыточности. Данный показатель рассчитывают как отношение величины убытка от реализации продукции к себестоимости и выражают в процентах.

Другим показателем рентабельности производства является норма прибыли, которая позволяет выявить, насколько эффек­тивно используется вся сумма участвующих в производстве средств. Этот показатель исчисляют в целом по предприятию как отношение полученной прибыли к стоимости основных про­изводственных фондов и оборотных средств, выраженное в про­центах.

Наиболее распространенными показателями в практике отече­ственных предприятий являются:

рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости реализованной продукции;

рентабельность продаж – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к выручке от реализации продукции, работ, услуг;

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других по­казателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов и ресурсов.

Рентабельность собственного капитала определяется как отношение прибыли предприятия к величине собственного капитала; рентабельность инвестированного капитала определяется как отношение прибыли предприятия к сумме инвестированного капитала; рентабельность активов определяется как отношение прибыли предприятия к средней величине активов и др.

Наиболее полное представление об экономическом уровне хозяйствования, эффективности про­изводства и использования производственных ресурсов, финан­совых результатах работы за год дает одновременный анализ всех показателей рентабельности.

57