Государственное регулирование в сфере занятости.
К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.
Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту — пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.
Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год.
Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица.
Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.
Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.
Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.
Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.
В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70 % женщин, 30 % молодежь в возрасте 16—29 лет. Около 1 млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.
Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.
Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:
- преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;
- сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;
- создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;
- обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;
- осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;
- смягчение последствий длительной безработицы.
В целях смягчения ситуации на рынке труда совместными действиями социальных партнеров (органы государственной власти, местного самоуправления, различные фонды поддержки предпринимательства, службы занятости, агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-промышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и предпринимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следующие меры:
1. Определение приоритетов по созданию и сохранению рабочих мест по отраслям и территориям.
2. Разработка предложений по созданию и сохранению рабочих мест в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
3. Организация и проведение социальной экспертизы разрабатываемых целевых инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
4. Подготовка предложений в законодательные органы по вопросам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.
- Возможности рыночной экономики и необходимость ее peгулирования.
- Сущность и цели государственного регулирования национальной экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- Классическая теория о роли государства в экономике.
- Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.
- Неоклассические взгляды. Монетаризм о роли государства в экономике.
- Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
- Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
- Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
- Особенности российского экономического пространства.
- Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- Законодательные основы регулирования экономики.
- Налоговое регулирование.
- Бюджетное регулирование.
- Денежно-кредитное регулирование.
- Ценовое и тарифное регулирование.
- Таможенные инструменты государственного регулирования экономики.
- Государственные и муниципальные заказы.
- Центральный банк России и его роль регулятора в народном хозяйстве.
- Органы государственного регулирования экономики в рф.
- Предпосылки экономического реформирования.
- Приватизации и национализации как экономическая активизация.
- Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.
- Кризисы и опыт антикризисного регулирования за рубежом.
- Предприятие в системе государственного регулирования экономики.
- Макроэкономические показатели и регулирование.
- Проблемы оптимизации структуры российской экономики.
- Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инновации.
- Регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности.
- Специфика и следствия российского монополизма.
- Цели, организация и методы антимонопольного регулировании.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
- Особенности государственного регулирования в промышленности и апк.
- Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.
- Регулирование процессов конверсии впк России.
- Регулирование финансовых рынков.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Проблемы и задачи государства в связи с вступлением России в вто.
- Поддержка в сфере малого предпринимательства.
- Задачи и методы регулирования социального развития.
- Регулирование демографических процессов и миграций.
- Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
- Государственное регулирование в сфере занятости.
- Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.
- Прогнозирование экономического и социального развития и рф.
- Целевые программы в управлении экономикой.
- Регулирование территориального развития в рф.
- Стратегическое планирование в регионе.
- Возможности регулирования экономики на муниципальном уровне.
- Актуальные вопросы управления государственным сектором экономики.