logo search
Экономика конспект лекций 2011

7.2. Бюджетные ограничения и покупательная способность

При выборе товаров для покупки потребитель ограничен количеством денег, которое он может заплатить. Потребители не могут купить все, что хотят, потому что их возможности ограничены личным бюджетом.

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями».

Линия бюджетных ограничений, представленная на графике, имеет вид кривой, подобной линии производственных возможностей.

Рис. 13. Линия бюджетных ограничений

Любая точка на кривой (линии) бюджетных ограничений – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой личный бюджет. Всякое изменение денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а, следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Платежеспособность изменяется и в случае изменения потребительских цен. На графике эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии и наоборот.

Благосостояние людей определяется «номинальным» и «реальным» уровнем дохода. Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущем ценам товаров и услуг. Реальный доход – это сумма денег, с учетом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. На графике такие ситуации могут быть показаны смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами.

Рис.14. Смещение линии бюджетных ограничений

Теория потребительского поведения исходит из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели делают выбор, максимально удовлетворяющий их предпочтения при данных ограничениях на доходы и цены. Еще одна предпосылка потребительского поведения предполагает, что покупатели имеют необходимую информацию о ценах всех товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, уровне своих доходов.

Таким образом, предпосылками потребительского поведения являются:

1) потребители обладают четким представлением о своих предпочтениях и всегда большее предпочитают меньшему;

2) потребители действуют рационально;

3) потребители знают об уровнях своих доходов и ценах всех товаров;

4) выбор потребителей ограничен их бюджетами (доходами).