3). Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.
К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семье адвоката. С 1835 года обучался в Боннском университете, а с 1836 по 1841 год – в Берлинском университете.
С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой труд "Капитал". Благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса К. Маркс издал в 1867 году первый том "Капитала". Завершить написание второго и третьего томов К. Марксу не удалось из-за осознания неоконченности работы. 14 марта 1883 года он умер.
Доработка и подготовка к печати второго и третьего томов была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том вышел в свет после смерти Ф. Энгельса в 1905 году.
Методология К. Маркса берет начало из следующих источников: классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.; немецкая классическая философия – диалектика и материализм; утопический социализм – социологические аспекты, понятие классовой борьбы.
Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества – базис, над которым расположена надстройка.
Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом.
В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребности. Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.
Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная заработная плата, как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации.
Норма эксплуатации – отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы.
Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех видов товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.
Деньги, по К. Марксу, являются всеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала.
Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость.
Капитал в кругообороте проходит три стадии: – из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу; – на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму; – путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную.
Смена стадий осуществляется последовательно.
В кругообороте капитал, который одновременно выступает в трех формах (денежной, производительной и товарной), К. Маркс определил как промышленный капитал.
Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании "абсолютной" ренты. Под последней понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта.
Суть теории цикличности экономического развития капитализма состоит в том, что достижение макроэкономического равновесия и последовательный экономический рост невозможны в результате существования экономических кризисов. Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста эффективного спроса, при расширении производства. Низкая заработная плата ведет к отсутствию способности рабочих покупать товарную продукцию, произведенную ими. Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К. Маркс видел в дополнительных расходах со стороны капиталистов и землевладельцев.
- Лекция 3. Модели сбережения, потребления, инвестиций и макроэкономическое равновесие
- Использование чд семьями рф в течение года
- Лекция 4. Макроэкономическое равновесие и определение равновесного уровня национального дохода
- 4.1 Совокупный спрос и совокупное предложение
- Равновесие на товарном рынке
- Неоклассические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении
- 4.2 Равновесие товарного рынка в модели "доходы - расходы"
- Ni (нац.Доход)
- Лекция 5. Денежное обращение (м. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия
- 1. Деньги, их роль и функции в экономике
- 3. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- Лекция 6. Кредитно-денежная система и политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
- Кредитная система государства
- Кредитно–денежная политика
- Лекция 6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель is-lm). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- 1. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель is-lm
- Лекция 7. Государство в рыночной экономике
- 7.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике
- 7.2 Методы и инструменты государственного воздействия на экономику
- 7.3 Роль государства в переходной экономике
- 1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.
- 8.3 Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Лекция 9. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 1 Экономический цикл
- 2. Инфляция
- Причины возникновения инфляции
- Экономические и социальные последствия инфляции
- 3. Безработица
- Уровень безработицы и темпы инфляции. Кривая Филлипса.
- 4. Экономический рост
- Лекция 10. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 1. Мировое хозяйство и национальная экономика
- 2. Международная торговля и торговая политика
- 3. Платежный баланс и равновесие в открытой экономике
- 4. Валютные курсы и валютное регулирование
- 2. Фискальная политика - более эффективна, если:
- 1. Кредитно-денежная политика эффективна, если:
- 2. Фискальная политика неэффективна, если:
- Лекция 11. Структурные сдвиги в экономике России. Формирование открытой экономики
- Лекция 12. История экономических учений
- 1). Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
- 2). Классическая политическая экономия
- 3). Марксизм
- 4). Маржиналистская революция. Австрийская школа
- 5). Австрийская школа
- 6). Неоклассическое направление экономической науки
- 7). Теория регулируемого капитализма д.М. Кейнса
- 9). Экономические теории институционализма
- 10). Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, а.В. Чаянов, н.Д. Кондратьев
- 11). Экономико-математическая школа России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман в.В. Новожилов, л.В. Кантарович)