logo search
Другие предметы / шпоры по логистике

42. Функции и задачи складских комплексов, складские операции и процедуры.

Задачи склада можно рассматривать как в традиционном, так и в логистическом аспекте.

Традиционные задачи:

- максимальное использование складских мощностей;

- рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- эффективное использование складского оборудования;

- устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении и т.д.

В логистическом аспекте:

- своевременное предоставление товаров и услуг потребителям;

- концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах;

- защита производства и потребителей от различных непредвиденных обстоятельств;

- консолидация партий отправок;

- формирование уровня логистического сервиса;

- развитие интеграции и координации взаимодействия со смежными звеньями логистической системы;

- предоставление услуг с добавленной стоимостью.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство.

Склады используются во всех функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной (рис.). В каждой из этих областей функционирование склада имеет свои специфические особенности.

В зависимости от своего места в логистической системе склады выполняют различные функции:

1. Комплектование необходимого ассортимента товаров в соответствии с заказом потребителей.

Данная функция выполняется на всех стадиях движения материального потока, во всех функциональных областях логистики. В снабженческой и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение производственного процесса всеми необходимыми материально-техническими ресурсами. Особое значение приобретает эта функция в распределительной логистике. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в торговый (потребительский). Торговый ассортимент отличается от производственного тем, что включает в себя широкий перечень товаров, различающихся размерами, фасонами, моделями, формами, цветом и т.д. Это означает необходимость распаковки грузов, поступающих от различных производителей, их сортировки, комплектования новых партий, упаковки, затаривания, маркировки и т.д.

2. Концентрация запасов, их складирование и хранение.

Реализация этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском готовой продукции и ее потреблением, обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. В снабженческой и распределительной логистике концентрация запасов, их складирование и хранение могут быть вызваны сезонностью спроса и предложения на товары, необходимостью накопления запасов товаров для отгрузки в районы, где отсутствует их производство, а также создания государственных резервов.

Выполнение этой функции сопряжено с проведением целого комплекса работ по размещению товаров на хранение и требует создания определенных условий для обеспечения сохранности качества товара (температурный режим, влажность, товарное соседство и т.д.).

3. Утилизация партий отгрузки товаров.

Эта функция складов связана с тем, что многие потребители заказывают мелкие, нетранзитные партии товаров. Это значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для эффективного использования транспортных средств и сокращения издержек склады осуществляют унитизацию (объединение) небольших партий в более крупные, предназначенные для нескольких клиентов одновременно.

4. Оказание логистических услуг.

Выполнение данной функции связано с оказанием клиентам различных логистических услуг, которые обеспечивают фирме высокий уровень обслуживания потребителей. В их числе -подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, распаковка, маркировка, загрузка контейнеров), проверка функционирования весоизмерительных приборов, транспортно-экспедиционные услуги, придание продукции товарного вида, предварительная обработка товаров и т.д.

Все складские операции можно разделить на регулярные, выполняемые ежедневно, и периодические. К регулярным операциям относятся планирование работы смены, разгрузка и приемка товара, маркировка товара, его размещение и внутренние перемещения, отбор заказов и сборка комплектов, повторный пересчет отобранных заказов, их упаковка и размещение в зоне комплектации с консолидацией по маршрутам отправки, отгрузка товара, регулярная полная инвентаризация и т. п. Периодические операции выполняются в случае появления нестандартных ситуаций, например, обработка некондиционного товара, организация возврата поставщику, выявление и работа с браком, обнаруженным в процессе хранения, выборочная инвентаризация по артикулам или местам хранения, организация дополнительного отбора товара в случае обнаружения возможных ошибок, приемка возврата от клиента и т. п.

Помимо операций, выполняемых на складе, требуют описания и процессы взаимодействия склада с другими подразделениями компании. В качестве примеров таких процессов можно назвать получение информации от отдела закупок об ожидаемых поставках и свойствах новых для склада товаров, взаимодействие со специалистами в части анализа оборачиваемости и расчета параметров системы управления запасами, получение информации о заказах клиентов на отгрузку от отдела продаж (работа с клиентами), взаимодействие с транспортным отделом в части получения информации о маршрутах и последовательности объезда клиентов и передачи информации об объемах заказов, подлежащих отгрузке.

Для подробного описания складских операций проводят интервьюирование их непосредственных исполнителей, наблюдение и составление «фотографии рабочего дня», хронометраж отдельных операций и процедур. Для операции составляют рабочую инструкцию, включающую подробное описание состава работ, исполнителей, необходимую информацию для выполнения операции и исходящие документы, используемые технические средства; пример ее приведен в таблице. 

Многие складские операции сопровождаются оформлением документов и учетом в системе автоматизации склада, поэтому уже на данном этапе важно определить тип информационного обеспечения. Алгоритмы выполнения операций, разработанные с учетом логики и возможностей той или иной системы, потребуют меньше ресурсов на внедрение технологии и минимальной доработки информационной системы.