Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
С самого начала реформ 1990-х годов экономические и социальные процессы вступили в острое противостояние друг с другом. Социальная составляющая трансформаций тормозит и блокирует экономические преобразования. Материальное положение основной массы населения оказалось в замкнутом круге: чем ниже уровень производства и реальные доходы, тем больше нуждающихся (бедных) и меньше покупательский спрос, а это ослабляет главную производительную силу – человеческий фактор, качество трудового потенциала; но снижение производительных сил тормозит экономическое развитие, а следовательно, меньше и хуже создаваемый продукт. Если же уменьшается ВВП, то путь повторяется, «идя по кругу».
Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также - без необходимой маркетизации ее отраслей. Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ – либерализации правил хозяйственной жизни без учета всего комплекса общественных реалий - привело к «отставанию социальных тылов». В результате большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, оно не адаптировалось и ведет себя пассивно, находясь в состоянии апатии. Ошибочно считалось, что вначале должны осуществляться экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги в рыночных условиях, очередь дойдет до человека со всеми его малыми и большими заботами. Но экономика тогда стоит на одной ноге; и вместо мобилизации социальной энергии народа в огромных масштабах идет растрата накопленного ранее профессионального и интеллектуального, духовного и физического потенциала.
Происходящие в России радикальные общественные преобразования производились и происходили таким образом, что привели страну к системному кризису, который вызвал острейшие социально-экономические проблемы, а также не менее острые демографические следствия. Это – беспрецедентная бедность основной массы населения и поляризация общества до состояния раскола («две России»), падение оплаты труда у значительной части работающих до уровня ниже прожиточного минимума, все формы безработицы и деградация социальной сферы с подрывом бесплатности предоставления социально значимых услуг, продолжающаяся депопуляция на базе естественной убыли населения, снижение его качественного потенциала и глубокие перекосы в миграционной подвижности. Каждая из названных проблем, влияя друг на друга, мультиплицирует негативный эффект, а в целом – разрушает социально-экономическую безопасность страны.
Первейшая задача сегодня состоит в том, чтобы не только компенсировать, но преодолеть возникшие проблемы и достигнуть, по крайней мере, для всех групп населения уровня жизни, доходов и потребления, которое оно имело в дореформенный период (1990г.).
Сказанное фактически определяет социальную политику на ближайший период. Необходим крутой маневр, радикальные реформы общественной сферы, трансформирующие ее путем перевода на последовательно рыночные рельсы в рамках социального государства. Только социальная модернизация сделает очевидной бесплодность политики «латания дыр», «быстрого реагирования» на ежедневно возникающие трудности в жизни людей, которая не позволяет решать ни одной крупной проблемы.
Основа социальной политики государства - социальная доктрина развития и формирования российского общества.
Социальная доктрина – это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач.
Доктрина является фундаментом стратегий, формируемых государством. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что трансформационные процессы сегодня имеют определенную специфику, заключающуюся в том, что адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям происходит на фоне острого цивилизационного кризиса, характеризуемого массовой сменой фундаментальных механизмов и инструментов социального регулирования. Вызревавшие в недрах социализма латентные цивилизационные перемены буквально «взорвались» в ходе перестройки, вышли на поверхность в виде «смены идеологических вех» и затем стали встраиваться в кардинально новые социально-экономические условия. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, когда постепенно отбрасываются прежние стереотипы, а новые формируются значительое медленнее.
- Возможности рыночной экономики и необходимость ее peгулирования.
- Сущность и цели государственного регулирования национальной экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- Классическая теория о роли государства в экономике.
- Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.
- Неоклассические взгляды. Монетаризм о роли государства в экономике.
- Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
- Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
- Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
- Особенности российского экономического пространства.
- Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- Законодательные основы регулирования экономики.
- Налоговое регулирование.
- Бюджетное регулирование.
- Денежно-кредитное регулирование.
- Ценовое и тарифное регулирование.
- Таможенные инструменты государственного регулирования экономики.
- Государственные и муниципальные заказы.
- Центральный банк России и его роль регулятора в народном хозяйстве.
- Органы государственного регулирования экономики в рф.
- Предпосылки экономического реформирования.
- Приватизации и национализации как экономическая активизация.
- Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.
- Кризисы и опыт антикризисного регулирования за рубежом.
- Предприятие в системе государственного регулирования экономики.
- Макроэкономические показатели и регулирование.
- Проблемы оптимизации структуры российской экономики.
- Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инновации.
- Регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности.
- Специфика и следствия российского монополизма.
- Цели, организация и методы антимонопольного регулировании.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
- Особенности государственного регулирования в промышленности и апк.
- Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.
- Регулирование процессов конверсии впк России.
- Регулирование финансовых рынков.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Проблемы и задачи государства в связи с вступлением России в вто.
- Поддержка в сфере малого предпринимательства.
- Задачи и методы регулирования социального развития.
- Регулирование демографических процессов и миграций.
- Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
- Государственное регулирование в сфере занятости.
- Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.
- Прогнозирование экономического и социального развития и рф.
- Целевые программы в управлении экономикой.
- Регулирование территориального развития в рф.
- Стратегическое планирование в регионе.
- Возможности регулирования экономики на муниципальном уровне.
- Актуальные вопросы управления государственным сектором экономики.