logo search
Белокрылова О

6. Государственная политика на рынке труда

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в состоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п. Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального, так и социального характера.

Второе направление - социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных возможностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.

Направления государственного регулирования рынка труда:

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей:

- создание федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения,

- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России,

- досрочный выход на пенсию - широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода,

- расширение программ переподготовки,

- социальная помощь безработным через пособия по безработице.

Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости является содействие реструктурированию российской экономики в направлении общецивилизационных тенденций, одной из которых является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Поэтому расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращением материального производства. Этот сдвиг - результат действия глубинных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяйства в тех видах деятельности, которые опосредуют рыночные отношения. С другой стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой потребности. Сравнительно безболезненно решается проблема рабочей силы для новых отраслей услуг за счет ее оттока из сокращающихся секторов, прежде всего из военно-промышленного комплекса, а также за счет немалых размеров скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства. Народившийся рынок рабочей силы обеспечивает довольно быстрое ее перераспределение в отрасли услуг. Сфера услуг получает, таким образом, основной ресурс, поскольку многие ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно смягчается угроза безработицы. Сравнительно легче, чем в материальном производстве, решается в сфере услуг и проблема инвестиций.

Второй сферой государственных приоритетов является мелкий и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение острейших для России проблем безработицы и социальной устойчивости общества за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования социального слоя мелких собственников. Тем самым государство должно обеспечивать ускоренное формирование институциональной основы мелкого бизнеса как рассасывающей образующуюся вследствие реструктуризации безработицу сферы. За короткий срок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на них занято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работников получают здесь дополнительную работу. Уже сейчас этот сектор хозяйства отличается сравнительно высокой эффективностью: в 1999 г. на его долю приходилось 1,2% ВВП.

Реализаци намеченных Программой занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы мероприятий Департаментом Федеральной государственной службой занятости по Ростовской области позволяет прогнозировать следующие тенденции на рынке труда.

Таблица 9.

Прогноз рынка труда Ростовской области на период до 2003 года (тыс. чел.)83

Показатели

1998

отчет

1999

отчет

2000

оценка

2001

прогноз

2002

прогноз

2003

прогноз

Спрос на рабочую силу

Совокупный спрос на рабочую силу

309,9

387,2

393,9

351,5

347,7

355,0

- вакансии на конец года

10,9

23,4

32,8

29,1

29,9

31,6

Предложение рабочей силы

Предложение рабочей силы в течение периода, всего

453,2

477,6

473,1

474,4

474,6

473,6

в т.ч. пополнение из сферы занятости:

- высвобожденные работники

46,8

31,0

18,5

15,5

14,3

13,5

- мигранты в экономически активном возрасте

8,7

14,7

12,9

12,1

12,0

11,9

- военнослужащие, уволенные по сокращению из Вооруженных Сил РФ

4,4

2,9

3,1

2,5

2,5

2,5

Лицами, находившимися за пределами сферы занятости:

- молодежь, не продолжающая дальнейшую работу и не приступившая к работе

38,5

33,7

34,7

33,0

33,9

33,8

- незанятое население, желающее возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва

156,8

165,1

167,5

168,2

168,9

169,3

- прочие (вторичная занятость; пенсионеры по возрасту, желающие работать; учащиеся всех уровней образования, желающие работать в свободное от учебы время)

68,5

103,8

106,9

108,0

110,1

109,9

Распределение рабочей силы

Будут искать работу

453,2

477,6

473,1

474,4

474,6

473,6

в т.ч. при содействии службы занятости

133,2

140,7

165,0

165,5

166,2

167,3

Найдут работу

299,0

363,8

361,1

322,4

317,8

323,4

в т.ч. при содействии службы занятости

100,8

126,9

136,4

136,4

137,0

137,5

Численность безработных по методологии МОТ

309,0

340,0

333,2

329,1

327,1

325,0

из них зарегистрированы в службе занятости

26,0

14,0

13,0

14,0

14,3

14,4

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости в течение года

48,8

42,0

45,5

48,7

50,2

51,3

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Методические указания по изучению рынка труда и заработной платы в курсе «Микроэкономики». Ростов-на-Дону, 1996.

2.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда: теория и практика в переходной экономике. Ростов-на-Дону,1998.

3.Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Гл.13. Пар.4.

4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.10.

5.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997. Раздел 6.2-6.4.

6.Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.,1994. Гл.4, пар.2. Гл.24, пар.7.

7.Экономика переходного периода /Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. МГУ, 1995.Гл.6. Пар.3.

8.Федеральный закон «О занятости населения в РФ» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ. М., 1996

9.Федеральная миграционная программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы // Российская газета. 1997. 27 ноября.

10.Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы // Российская газета. 1996. 5 июня

11.Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики . 1997. №2.

12.Заславский И. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики. 1997. № 2.

13.Катульский Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. № 2. 1997.

14.Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высш.учеб. заведений. М.: Прогресс. 1995.

15.Рынок наемного труда: социально-психологические особенности, демографические проблемы. Ростов: Пегас, 1994.

16.Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. М.,1997.

17.Саруханов Г. Управление занятостью населения: учебное пособие. СПб., 1993.

18.Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал. 1996. №11-12.

19.Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики. . 1997. №2.