logo search
B120899

Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля

Процесс концентрации и централизации капитала, создания дочерних предприятий, филиалов в рамках концернов и групп компаний в пределах национальных границ отдельных государств, в международных масштабах определил необходимость консолидации финансовой отчетности. Возникновение транснациональных корпораций (ТНК), осуществляющих свою деятельность на территориях различных стран, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм коммерческих, производственных, финансовых связей между компаниями потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности.

Российские законы, принятые в последнее время, достаточно полно освещает вопросы, касающиеся составления консолидированной отчетности. Прежде всего, наряду с правовыми формами коммерческих организаций, такими, как товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество, в Гражданском кодексе Российской Федерации (гл. 4, § 2) даются определения дочерних и зависимых обществ.

Отношения зависимости между хозяйственными обществами в Законе об акционерных обществах не рассматриваются, хотя многие его главы и параграфы, определяющие сферу компетенции совета директоров, порядок подсчета голосов на общих собраниях акционеров, отчетность общества, заключение крупных сделок и др., необходимы при определении контроля и составлении консолидированной отчетности. И лишь в Гражданском кодексе Российской Федерации указывается, что такая зависимость может осуществляться в форме дочернего и зависимого обществ.

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

В ГК РФ не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ.

Так, в ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества. Как зависимым, так и преобладающим может быть только акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.

Другие аспекты определения участия, зависимости и контроля между обществами рассматриваются в Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. №948-1 с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены Федеральным законом от 6 мая 1998 г. №70-ФЗ.

В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей), а также приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа, осуществляются с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется также в случаях, когда суммарная балансовая стоимость активов покупателей превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из участвующих в сделке лиц является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющий долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Кроме того, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в приложении к приказу "Об утверждении и направлении на регистрацию Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст.ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. №145 дает определения, конкретизирующие статьи ГК РФ.

Группа лиц – это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:

  • лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, договоров о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. Под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

  • между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;

  • лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

  • одни и те же физические лица представляют более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

    Прямой контроль трактуется как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких действий:

  • распоряжения, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

  • получения права определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;

  • получения права назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

  • участия совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц, представляя более 50% состава их органа управления.

    Косвенный контроль рассматривается как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через третьих лиц, по отношению к которым первое обладает одним или несколькими правами или полномочиями:

  • распоряжаться, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

  • определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;

  • назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

  • участвовать совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц, представляя более 50% состава их органа управления.

    Участник группы лиц – это юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно контролирующее другое юридическое лицо либо прямо или косвенно контролируемое другим лицом.

    Участники одной группы лиц – это:

    а) лица, прямо или косвенно контролирующие одно юридическое лицо, включая это юридическое лицо;

    б) лица, контролируемые лицами, указанными в пункте а). Определение контроля, установленное в современном российском законодательстве, является ключевым при выяснении необходимости составлять консолидированную отчетность. Оно достаточно близко к определению контроля на Западе.

    Вместе с тем отсутствует понятие материнской компании, эквивалентом которому в ГК РФ выступает в одних случаях основное общество (товарищество), а в других – преобладающее общество либо центральная компания в финансово-промышленных группах.

    Российское определение дочернего общества, по сути, достаточно схоже с определением, данным в зарубежном законодательстве, в частности, в международных стандартах, а российские зависимые общества можно назвать аналогом британских ассоциированных или родственных компаний, определение которых содержится в международных стандартах.

    Наряду с этим, некоторые вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в действующем корпоративном законодательстве.

    Так, в Законе Российской Федерации "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ финансово-промышленная группа (ФПГ) определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

    Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

    Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

    В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается.

    Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

    В состав участников ФПГ могу также входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

    Центральная компания ФПГ является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о ее создании или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел. Регистрация вновь учрежденной центральной компании ФПГ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.

    Центральная компания ФПГ, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

    Центральная компания ФПГ в случаях, установленных Федеральным законом №190-ФЗ, другими законодательными актами Российской Федерации, договором о ее создании: выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс; готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ.

    Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. №24.

    В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета уже не могла полностью отражать новые финансово-хозяйственные операции корпоративных организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

    До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" от 28 июля 1995 г. №81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г №24

    Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ.

    Кроме указанных документов Минфином России был принят приказ "О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" от 30 декабря 1996 г. №112, отменивший приказ от 28 июля 1995 г. №81. В приказе Минфина России №112 конкретизируются положения приказа №81, дается более точное определение сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется.

    Введение в действие этого документа – важный этап в развитии консолидированной отчетности в России. Однако в документе необоснованно уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетности.