1.2 Этапы разработки бизнес - плана
Как правило, любой вид предпринимательской деятельности с последующий разработкой бизнес - плана выбранного проекта берет начало с новой идеи. В общем виде понятие идеи представляет собой форму отражения в мыслях явлений объективной действительности, включающей в себя обобщение опыта предыдущего развития, а также осознание цели будущего преобразования бизнеса. Деловые идеи рождаются в процессе обнаружения недостатков или же наоборот, возможностей улучшения удовлетворения имеющихся, но пока неосознанных потребностей всевозможных слоев населения и сфер деятельности.[8] Эти потребности, в свою очередь, преобразовываются в стимул и мотивы, принимающие формы установки и осознанных интересов. Они же формируются учитывая ценности и ценностные ориентации.[13]
Основные этапы обоснования предпринимательского проекта:
а) Обоснованная идея проекта и общие сведения о данном проекте.
1) Соответствие проектной идеи существующей на данный момент системе экономических взаимоотношений в стране.
2) Перечень спонсоров и причины их заинтересованности в проекте.
3) Основные характеристики проекта. Цели, преследуемые проектом и его предварительная основная стратегия. Доля на внешнем и внутреннем рынках, а также занимаемая рыночная ниша.
4) Тип размещения проекта, представляющий собой ресурсную и рыночную ориентацию.
5) Экономическая политика поддержки проекта.
6) Продукция и ее структура. Показатели мощности предприятия.
7) Контуры экономической, промышленной, социальной и финансовой политики.
8) Благоприятность национальных отраслевых и подготовительных факторов для проекта.
9) Общие сведения о проекте, включающие в себя наименование, адрес, финансовые возможности и проч.
б).Анализ рынка, стратегия маркетинга, основы проектной стратегии.
1) Общеэкономический анализ рынка.
2) Общеэкономические показатели спроса на исследуемую продукцию или вид услуг, выпуск которых предусматривает данный проект.
3) Государственная политика, практика и законодательство в сфере потребления, производства, импорта и экспорта продукции, создание которой предусматривает данный проект.
4) Существующий уровень национального производства проектируемой продукции, учитывая производство для внутреннего потребления.
5) Имеющийся уровень импорта.
6) Сведения о поведении, привычках, а также реакции индивидуальных и групповых потребителях и данные о торговой практике.
7) Исследования рынка.
8) Прогнозирование изменений емкости отечественного рынка.
9) Перспективы выхода на рынки других стран.
10) Импорт продукции или услуг конкурентов.
11) Цели проекта, включая замещение импорта, использование имеющихся ресурсов и проч.
12) Общая стратегия проекта (лидерство в издержках, ориентация на ограниченную группу потребителей, занятие ниши рынка) - действия и средства для достижения поставленных целей.
13) Стратегия маркетинга (вхождение на рынок, развитие рынка, развитие выпускаемой продукции или предлагаемого вида услуг, диверсификация).
14) Оперативные мероприятия, включающие сбор, обработку и систематическую оценку информации.
15) Цели в области маркетинга.
16) Доходы и издержки маркетинга.
в) Потребляемое сырье и комплектующие материалы, их классификация, потребности и стратегия поставок.
г) Анализ месторасположения и окружающей среды.
д) Инженерная подготовка проекта и технология.
е) Организация и управление фирмой.
ж) Определение потребностей в трудовых ресурсах.
з) Планирование процесса реализации проекта.
1)Этапы реализации процесса.
2) Разработка и составление графика реализации.
и) Финансовый анализ, оценка инвестиций и финансирование проекта.
1)Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выражение в финансовых категориях.
2)Методические принципы.
3) Объекты финансового анализа.
4) Классификация издержек.
5) Методы экономической оценки инвестиционных проектов.
6)Традиционные методы для оценки инвестиционных проектов, включающие в себя метод определения срока окупаемости проекта, а также метод определения простой нормы прибыли.
7) Дисконтные методы оценки инвестиционных проектов:
- метод внутренней нормы окупаемости;
- метод чистой дисконтированной стоимости;
- метод дисконтированного периода окупаемости.
8) Оценка инвестиционного проекта сразу по нескольким методам с последующим выбором наиболее оптимального.
9) Финансирование проекта и оценка потребностей.
10) Акционерный капитал.
11) Заемный капитал.
12)Финансовые показатели деятельности производства:
- коэффициент задолженности;
- показатель текущей задолженности;
- показатель покрытия долгосрочного долга;
- показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. 13) Экономические показатели, такие как капиталпродукт, чистой дисконтированной стоимости, текущей прибыльности инвестиций, эффективной занятости.[13] Формирование бизнес - плана, идеи создания качественно новой или существенного преобразования уже существующего предприятия идет в несколько этапов.
Этапы формирования бизнес - плана.
Прежде всего, на первоначальном этапе подготовки бизнес - плана идет определение миссии и краткое описание хозяйственной единицы с ее основными целями, предназначениями, сферами деятельности, нормами поведения и роли в решении социальных задач общества и региона.
В этом случае фирма выступает в качестве системы и понимается как:
производитель, обеспечивающий рынок теми или иными товарами или услугами;
социальная организация, сотрудники которой имеют возможность для проявления и дальнейшего развития своих способностей и удовлетворения последовательности;
конкурент прочим производителям товаров или услуг;
социальная единица, которая учитывает интересы окружающего общества;
часть общей рыночной экономики.[4]
На втором этапе происходит выявление целей разработки бизнес - плана, учитывая тот факт, что цель является будущим желаемым состоянием фирмы, мотивом поведения и действий ее сотрудников.
Рассматривая цель в системе бизнеса, она выполняет пять основных функций:
Инициативы - сравнение имеющегося и желаемого состояния фирмы, мотива действий.
Критерия принятия решений - оценки информации и выбора альтернативных путей и приоритетов в бизнесе.
Ключевого инструмента управления - руководящие требования действиям, определения направлений бизнеса. [16]
Координации - обеспечение не конфликтных отношений лиц, участвующих в принятии решений, согласование работ специализированных подразделений. [4] Контроля - сравнения оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с их целевым уровнем.
На следующем этапе, после определения выбранных миссий, целей, стратегии фирмы происходит выбор общей структуры бизнес - плана, которая подробно будет рассмотрена далее.
На четвертом этапе бизнес - планирования происходит сбор необходимой информации, используемой при разработке каждого из разделов плана. Это трудоемкая и важная часть плановой работы. В качестве источников информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, знания высококвалифицированных экономистов и консультантов. [13]
На заключительном пятом этапе планирования проходит непосредственно разработка отдельных разделов и формирование всего бизнес - плана в виде одного единого документа.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
- 1.1 Цель, задачи и особенности составления бизнес - плана
- 1.2 Этапы разработки бизнес - плана
- 1.3 Структура бизнес - плана
- 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 2.1 Резюме
- 2.2 Характеристика предприятия
- 2.3 Суть предлагаемого проекта
- 2.4 Анализ положения дел в отрасли
- 2.5 Анализ рынка
- 7) Производственный план.
- 8) Организационный план.
- 1.3 Особенности разработки бизнес – плана с целью внедрения новой
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- 51. Разработка бизнес-плана предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Методика разработки инвестиционного бизнес-плана.
- Этапы разработки производственного бизнес - плана
- 7. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия