Ценовая дискриминация.
При определенных условиях для монополии может возникнуть ситуация, которая в условиях конкурентного рынка была бы невозможна. Монополист может назначать за свою продукцию разную цену различным покупателям для максимизации прибыли. Это явление получило название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:
1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую часть рынка данного товара;
2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т. е. сегментировать рынок; возможность сегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характерен спрос с разной степенью эластичности;
3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокой цене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка.
Классический пример ценовой дискриминации — тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) — заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера.
Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.
Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представлена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что оптимальный объем производства для проводящей ценовую дискриминацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть оптимальный объем производства для данной фирмы будет значительно превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).
Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольника АТСВРА АВ на данном рисунке.
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
- Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
- Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Совершенная конкуренция и эффективность
- Чистая монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Антимонопольное регулирование
- Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий