Основные черты рынка монополистической конкуренции
Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:
1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:
• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;
• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;
• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;
• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.
2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:
• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;
• различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);
• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);
• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.
Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.
3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.
4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:
• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;
• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;
• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.
Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитОпределение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции
Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, используя известные подходы — сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС. При этом необходимо учесть, что:
• кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсолютно эластичной, как при совершенной конкуренции;
• чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса;
• будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т. е. от АТС.
Графически это показано на рисунке.
Величины р и q — параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (mr и MС). Если точка а лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник abfp), т. е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции.
Когда цена превосходит средние общие издержки, фирма получает экономическую прибыль, величина которой будет соответствовать площади прямоугольника PACD.
К сведению. Использование метода сопоставления валовых показателей (TR и ТС) даст идентичные результаты. Причем графически случай максимизации прибыли монополистическим конкурентом будет выглядеть, как представлено на рис. 6.11, ведь падающий характер графика спроса «породит» именно такую форму графика валового дохода. В случае когда исследуемая фирма минимизирует убытки, график TR будет расположен под графиком ТС, но выше кривой переменных издержек TVС. Наименьшие убытки будут определяться по наименьшему расстоянию между TR и ТС.
Если какая-то отраслевая фирма начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сигналом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Уже говорилось, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т. е. новые фирмы не столкнутся с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться.
Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на ее продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т. е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного дохода рассматриваемой фирмы. В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответственно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нулевые экономические убытки, т. е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам, а график Спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек.
На рисунке в результате входа новых фирм в отрасль график спроса сместился из положения DX1 в положение DX2. Равновесное положение отдельной фирмы будет характеризоваться точкой А на графике спроса DX2. Эта точка соответствует объему производства Q, определенному исходя из критерия MR = МС. Реализовывать свою продукцию фирма будет по цене P, причем данный уровень цены соответствует средним издержкам на единицу продукции при объеме выпуска Q. Именно точка А и будет точкой безубыточности данной фирмы.
К сведению. В долговременном периоде в условиях монополистической конкуренции некоторые фирмы могут получать Экономические прибыли, в частности, речь идет о производителях, владеющих патентам и, обеспечивающими им несколько большую рыночную власть по сравнению с конкурентами.
Кроме того, если финансовые проблемы, сопряженные с входом на данный рынок, слишком значительны, это может закрепить экономические прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
К сведению. Так же, как в случае совершенной конкуренции, в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции каждая фирма функционирует в точке безубыточности. Однако при совершенной конкуренции, в силу ее специфики, в долгосрочном периоде достигались условия экономической эффективности.
Известно, что экономическая эффективность требует тройного равенства Рх = МС=АТС Равенство Рх = МС отражает эффективное использование ресурсов. Равенство Рх = min АТС определяет высокую производственную эффективность. На рынке монополистической конкуренции ни одно из этих тождеств не выполняется.
На рынке монополистической конкуренции:
1. Цена больше предельных издержек (Рх> МС) — точка Р лежит выше точки С, следовательно, не существует эффективного распределения ресурсов.
2. Фирма функционирует в точке А, а минимальное значение средних издержек на производство единицы товара характеризуется точкой В, которая расположена ниже А. Это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности и Qopt> Q, т.е не достигается производственная эффективность.
3. Однако потери общества относительно невелики, так как цены на рынке монополистической конкуренции не могут быть сильно увеличены из-за существования конкуренции, эластичности спроса и дифференциации продукции.
ывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
- Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
- Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Совершенная конкуренция и эффективность
- Чистая монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Антимонопольное регулирование
- Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий