Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде, как мы выяснили, мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений. Цель анализа — определение объема производства отдельной конкурентной фирмы, при котором достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при сложившейся на рынке цене выпускаемой ею продукции, т. е. определение оптимального объема производства.
При существующей на рынке цене, установившейся в результате взаимодействия стихийных рыночных сил опросами предложения, перед любой фирмой будут стоять три вопроса: следует ли производить данную продукцию; если да, то какое количество; какая прибыль (убыток) будет получена? Ответ на первый вопрос лежит на поверхности — производить следует, если ожидается прибыль. Но это лишь поверхностный взгляд на проблему. Как было выяснено в предыдущей главе, каждая фирма сталкивается с постоянными издержками (TFC), которые должны быть покрыты даже при нулевом объеме производства. Из-за существования постоянных издержек может сложиться парадоксальная ситуация, когда предприятию будет выгоднее осуществлять производство себе в убыток, если величина убытка меньше, чем величина постоянных издержек. Выпускаемый при этом объем продукции тоже можно счесть оптимальным для фирмы. Что касается второго вопроса, то ответ на него тоже очевиден. Объем производимой продукции должен обеспечивать фирме максимальную прибыль или минимальные убытки. Чтобы подробно исследовать, какая прибыль или убытки будут получены, каков процесс принятия решения в каждом конкретном случае, следует рассмотреть три возможные ситуации, в которых может оказаться конкурентная фирма:
1) фирма максимизирует прибыль;
2) фирма минимизирует убытки;
3) предприятие прекращает свою деятельность.
Это можно сделать двумя способами, сравнивая совокупный (валовой) доход и совокупные (валовые) издержки или уравнивая предельный доход и предельные издержки.
Прибегнем к первому методу. В предыдущей главе мы констатировали, что максимальная прибыль будет достигнута при таком объеме выпуска, для которого разница между показателями совокупной выручки и совокупных издержек будет максимальной. Попробуем проанализировать эту ситуацию графически, для чего нам необходимо совместить на координатной плоскости два графика — TC и TR. Как видно на рисунке а, при объеме выпуска от 0 до QA фирма несет Экономические убытки, поскольку на этом интервале график валовою дохода (TR) расположен ниже графика валовых издержек (TC), т.е. TR < TC. Подобные убытки возникают и при объеме производства от QB и более единиц продукции. При объеме производства QA и QB - результат функционирования характеризуется равенством TR и ТС. Здесь выручка полностью покрывает всю сумму издержек, а фирма получает только нормальную прибыль. Таким образом, точки А и В есть точки безубыточности данной фирмы. При объемах производства от QA до QBфирма получает экономическую прибыль, поскольку на этом интервале она полностью покрывает за счет выручки все издержки производства, а график валового дохода (TR) расположен выше графика валовых издержек (ТС), т. е. TR > ТС. Максимальная прибыль и оптимальный объем производства достигается при объеме выпуска Q0. Именно при Q0 валовой доход превышает валовые издержки на максимально возможную величину, а графики TR и ТС максимально удалены друг от друга
.
Предположим теперь, что ситуация на рынке изменилась, и в силу объективных обстоятельств цена снизилась. Новая ситуация представлена на рисунке б. При неизменном положении графика ТС на плоскости изменится угол наклона графика совокупного дохода к оси Ох. На рисунке видно, что фирма сталкивается с экономическими убытками при любом значении Qx — график TR расположен ниже кривой TС, т. е. TR< ТС. Однако, учитывая существование постоянных издержек, фирме, оказывается, более выгодно не закрываться (т. е. иметь нулевой объем производства), а вести производственную деятельность, выпуская Q1 единиц продукции. На рисунке видно, что расстояние между графиками TR и TС при нулевом значении Qx гораздо больше, чем при Q1. Оптимальный объем производства, обеспечивающий минимизацию убытков, характеризуется минимальным расстоянием между графиками валовых издержек и валового дохода. Следует обратить внимание, что при Q1 фирма полностью покрывает свои переменные издержки (ТVС) и часть постоянных (TFC) - график TR ниже TC, но выше ТVС. То есть при таком объеме производства убытки будут меньше TFС, тогда как при Qx=0 величина убытка соответствует величине постоянных издержек.
Далее будем считать, что ситуация на рынке продолжает ухудшаться и цена продукции опустилась еще ниже. Теперь при условии, что величина и структура издержек производителя остаются неизменными, график валового дохода будет располагаться ниже кривых валовых и переменных издержек. Любой объем производства в этом случае принесет фирме убытки, причем убытки, равные или большие величины постоянных издержек, поэтому наиболее предпочтительный вариант для фирмы — закрытие. Графически ситуация закрытия фирмы характеризуется минимальным расстоянием между графиками TR и TС, которое имеет место при Qx = 0.
Идентичные результаты получим, исследуя ситуацию на основе метода уравнивания предельного дохода ипредельных издержек. В условиях совершенной конкуренции предельный доход совпадает с рыночной ценой товара. В этой связи можно внести некоторую правку в начальное тождество MR = МС. Поскольку для конкурентного продавца MR = Рх, то и правило определения оптимального для фирмы объема производства примет вид Рх = MR = МС. Графический анализ по методу MR = МС требует совмещения в одних осях координат соответственно графиков предельного дохода конкурентного продавца и его предельных издержек. Проекция точки пересечения графиков MR и МС на ось Ох показывает оптимальный объем производства данной фирмы. Будет фирма получать прибыль или столкнется с убытками зависит от величины средних издержек и расположения графиков средних валовых и средних переменных издержек относительно графика предельного дохода фирмы.
Рассмотрим ситуации, когда фирма максимизирует прибыль, минимизирует убытки и закрывается.
Первый случаи, когда фирма за счет высокой цены, установленной рынком, получает экономическуюприбыль, графически представлен на рисунке а. Как можно убедиться, точка пересечения графиков MR иМС — точка Е, т. е. точка, где достигается равенство предельного дохода и предельных издержек,расположена выше графика средних валовых издержек (АТС), Это означает, что цена производимого блага превышает средние издержки на его производство, следовательно, фирма получает экономическуюприбыль, а оптимальный объем производства составит Q0. Проекция точки I на кривой АТС на ось Оу (С1)отражает средние издержки на единицу продукции при оптимальном для фирмы объеме выпуска Q0. В этом случаеэкономическая прибыль будет соответствовать площади заштрихованной фигуры:
где TR равен площади прямоугольника 0P0EQ0, а ТС равны площади прямоугольника 0С1IQ0.
Допустим теперь, что цена на рынке снизилась с Р0 до Р1. В рамках графического варианта анализа это будет означатьсмещение графика предельного дохода вниз вдоль оси Оу с отметки Р0 до уровня Р1 (рисунок б). Теперь график MRпересекает кривую МС в точке J, которая расположена ниже графика АТС, но над кривой АVС. Всякий раз, когда ценапревышает минимум средних переменных издержек, но опускается ниже средних валовых издержек, фирма может, осуществляяпроизводство, полностью возместить переменные издержки и часть постоянных. Проекция точки J на ось абсцисс показываетоптимальный объем производства, при котором фирма будет иметь минимальные убытки. Здесь величина убытковсоответствует площади заштрихованной фигуры:
где TR равен площади прямоугольника 0p1JQ1, а ТС равны площади прямоугольника 0CFFQ1.
Как видно на рисунке б, площадь прямоугольника 0P1JQ1 будет больше площади прямоугольника 0CHHQ1 т. е.выручка больше общей суммы переменных издержек, что означает для фирмы минимизацию убытков.
Предположим, что цена на рынке продолжает снижаться и установилась на уровне Р2.. Следовательно, график MRсместится еще ниже вдоль оси ординат. Теперь точка пересечения графиков предельных издержек и предельного доходанаходится ниже точки минимума AVC (рис. в). Это ситуация, когда фирма при любом объеме производства несет убытки,причем она не только не покрывает своих валовых издержек, но и переменных. Оптимальный вариант для нее — закрытиепроизводства.
К сведению. В данном случае правило MR = МС не работает.
Если внимательно посмотреть на анализ, который был осуществлен при определении оптимального объема производства методом уравнивания предельного дохода и предельных издержек, то можно заметить, что, по сути дела, находился объем предложения фирмы, соответствующий разным уровням цены, т. е. по полученным данным можно построить кривую индивидуального предложения изучаемой конкурентной фирмы. Кривая индивидуального предложения фирмы будет частично совпадать сграфиком предельных издержек. Чтобы объяснить эти положения имеет смысл изучить следующий график:
• при Рх = Р1 фирма закроется, так как ее издержки не покрываются, а, следовательно, объем ее предложения будет равен нулю;
• при Рх = Р2 конкурентная фирма будет покрывать свои переменные издержки; ее убытки будут равны величине постоянных издержек, т. е. фирме все равно, закрыть предприятие или производить Q2 единиц продукции;
• при PX = Р4 фирма будет полностью покрывать все издержки, но не получит экономической прибыли, равно как ине столкнется с экономическими убытками; объем ее индивидуального предложения составит Q4 единицы;
• при цене от Р2 до Р4 (например, при Рх = Р3) фирма будет минимизировать убытки, покрывая переменныеиздержки и частично постоянные;
• при Рх = Р2 фирма максимизирует прибыль, производя Q5 единиц товара.
Учитывая, что фирма будет осуществлять объем производства только в том случае, если цена на рынке превысит минимальное значение средних переменных издержек, кривая предложения фирмы будет совпадать с графиком ее предельных издержек на отрезке BE и выше.
Выявив кривую индивидуального предложения конкурентной фирмы, можно определить равновесную отраслевую цену. Для этого необходимы данные о рыночном (отраслевом) спросе и рыночном(отраслевом) предложении. Как выглядит график рыночного спроса на продукцию отрасли, видно на рисунке. Теперь необходимо выяснить, как был получен график рыночного предложения. Рыночное предложение находится суммированием индивидуальных предложений. Предположим, что изучаемаяотрасль состоит из 1000 одинаковых фирм, имеющих абсолютно одинаковые структуру и величину издержек, а значит, и идентичные объемы производства. Тогда рыночное предложение будет равно индивидуальномупредложению, умноженному на 1000. В итоге ситуация рыночного равновесия в краткосрочном периоде дляотрасли будет выглядеть стандартно. Конкурентное равновесие в краткосрочном периоде для отдельной, фирмыопределяется путем совмещения кривой ее индивидуального предложения и графика спроса на ее продукцию. Учитывая этообстоятельство конкурентное равновесие для фирмы и для отрасли в краткосрочном периоде графически будет выглядеть,как показано на рисунке.
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
- Совершенно конкурентные фирмы и рынки
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
- Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Совершенная конкуренция и эффективность
- Чистая монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Антимонопольное регулирование
- Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий