logo
Ekonomika

17. Олигополия: сущность и виды. Модели ценообразования в условиях олигополии.

Олигополия – тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объём продаж.

Черты Олигополии:

  1. Ограниченное кол-во фирм

  2. Значительная концентрация производства у отдельных фирм

  3. Ограниченный доступ в отрасль

  4. Стратегическое поведение фирм

  5. Продукт может быть как дифференцированным, так и однородным

  6. Фирма сталкивается не только с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов

  7. Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью цен

Чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.

Дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам. Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой.

1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.

2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм – олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером.

3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.