17. Олигополия: сущность и виды. Модели ценообразования в условиях олигополии.
Олигополия – тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объём продаж.
Черты Олигополии:
-
Ограниченное кол-во фирм
-
Значительная концентрация производства у отдельных фирм
-
Ограниченный доступ в отрасль
-
Стратегическое поведение фирм
-
Продукт может быть как дифференцированным, так и однородным
-
Фирма сталкивается не только с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов
-
Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью цен
Чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.
Дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам. Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой.
1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.
2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм – олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером.
3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.
- Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства.
- 2 Вида капитала:
- 2. Ограниченность ресурсов и проблемы экономического выбора. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
- 3. Основные этапы развития экономической теории. Современные школы и направления экономической науки.
- Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории и законы. Взаимодействие экономики и права.
- 5. Понятия и центральные проблемы экономической системы.
- 6. Сравнительный анализ типов экономических систем. Преимущества смешанной экономической системы.
- 7. Рынок: сущность, возникновение. Субъекты рыночного хозяйства и их функции.
- 8. Структуры и функции рынка. Рыночный механизм и его основные элементы.
- 10. Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объём предложения.
- 11. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 12. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- 13. Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности.
- 14. Издержки производства и их виды.
- 15. Рск: понятие, признаки.
- 16. Рынок чистой монополии: признаки. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.
- 17. Олигополия: сущность и виды. Модели ценообразования в условиях олигополии.
- 18. Монополистическая конкуренция, её признаки. Равновесие фирмы в условиях в условиях монополистической конкуренции.
- 19. Понятие, функции управления
- Структура линейного управления
- Линейно-штабная форма управления
- Функциональная форма управления
- 20. Сущность и функции планирования.
- 21. Рынок труда. Спрос и предложения на рынке труда. Равновесие на рынке труда и проблема занятости.
- 22. Рынок капитала и ссудный процент. Спрос и предложение на рынке капитала. Дисконтирование.
- 23. Рынок земельных ресурсов. Равновесии на рынке земли. Рента и её виды. Цена земли.
- 24. Ограниченность рыночного механизма (фиаско) рынка. Внешние эффекты и их регулирование.
- 25. Экономические функции государства
- 26. Национальная экономика как единое целое. Кругооборот доходов и продуктов.
- 27. Валовой внутренний продукт (ввп) и способы его измерения
- 28. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен. Дефлятор ввп. Ввп и система связанных макроэкономических показателей.
- 29. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 30. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатора.
- 31. Экономический (деловой) цикл: понятие, причины возникновения, фазы и продолжительность
- 32. Безработица: сущность, причины, формы и социально-экономические последствия. Закон а.Оукена. Политика занятости.
- 33. Инфляция: сущность, причины возникновения, виды. Инфляция спроса и инфляция издержек.
- 34. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая о. Филлипса.
- 35. Сущность и виды стабилизационной (антициклической) политики государства.
- 36. Антиинфляционная политика государства.
- 37. Бюджетная система: сущность и структура. Государственный бюджет: доходы и расходы
- 38. Налоговая система. Налоги и их виды. Налоговая ставка. Кривая Лаффера.
- 39. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.
- 40. Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
- 41. Деньги: сущность и функции. Денежная масса и ее основные агрегаты. Регулирование денежной массы в обращении.
- 42. Денежный рынок. Особенности формирования спроса на деньги. Предложение денег. Модели равновесия на денежном рынке.
- 44. Цели и инструменты кредитно-денежной политики. Денежный (депозитный) мультипликатор.
- 45. Цб и его функции
- 46. Коммерческие банки и их операции
- 47. Экономический рост: сущность и измерение. Типы и факторы экономического роста. Модели экономического роста.
- 48. Внешнеторговая политика: сущность, формы и инструменты
- 49. Валютный курс: понятие и виды. Воздействие гос-ва на валютный курс.
- 50. Международные экономические отношения. Проблемы международной экономической интеграции и глобализации.