logo
ГОСы - СГРЭ

1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.

ГРЭ – целенаправленная деятельность гос-ва в лице соответствующих законодательных, исп. и контролир. органов, которые посредством системы различ. форм и методов обеспечив. достижение поставлен. цели и решение важнейших эк. и соц. задач соотв. этапа развития экономики, регламентир. хоз. отношения в об-ве.

Необходимость ГРЭ связано с тем, что государство обладает монополией образования официальных институтов (законодательные акты, денежная система) и поэтому оно должно обеспечить формирование эк-кого законодательства, функц-ние судебной системы, охрану правопорядка. Кроме того, необходимость ГРЭ обусл след причинами:

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий населения;

- необходимость проведения антимонопольной политики;

- необходимость производства общественных благ.

Задачи государственного регулирования: экономический рост, высокая занятость, низкая инфляция, внешнеэкономическая активность, охрана окружающей среды.

Принципы: Принцип единства экономики и политики; Принцип научности; Принцип эффективности; Принцип сочетания общих и локальных интересов.

Функции: защита экономического правопорядка и экономической безопасности; направляющая и координирующая; распределительная; стимулирующая; контрольная.

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рын. отн-ний (XVII - XVIII вв.) признавалась необходимость гос. регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства - помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений.

В период перехода к капитализму возник меркантилизм (XV-XVII вв.). Представители этой школы выступали за активную государственную экономическую политику, работающую на экспорт. Главная идея: чем больше денег, тем богаче государство.

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) пришли идеи либерализма (классическая модель рын. эконом.). Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Государство должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию.

Ж.Сэй (н. XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло подтверждения, так как принцип может быть верен только для бартерной торговли.

Однако все эти теоретические утверждения опроверг экономический кризис 1929-1933 годов. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое функционирование экономики. 30-е годы XX в. - теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в нац. эк. Г-во в своем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики.

70-90-е г. - антикейнсианские направления в теории ГРЭ.В итоге были выделены три школы неоконс-в, монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий. Все школы основаны на необходимости возрождения рыночного саморег и стимул частного предприним.

Мировой кризис к. 70-х – н. 80-х годов опять поставил вопрос: какой механизм лучше – гос-ный или рын-ный? Ответ находит школа П. Самуэльсона, Теория смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм.