4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
Система государственного регулирования состоит из множества взаимосвязанных между собой элементов и включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.
Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.
Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика. Объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.
Макроэкономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами.
Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами.Фирмакак юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц.
Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством прямых и обратных связей между ними.
Прямая связь означает воздействие субъекта (государственного органа, должностного лица) на объект, т. е. направляет поведение объекта.
Обратные связи свидетельствуют о реакции объекта на управленческие решения и действия субъекта и в конечном счете определяют качество управления.
Прямые связи могут быть вертикальными и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными, временными или эпизодическими.
Горизонтальные связи характеризуются взаимодействием управленческих органов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предметов ведения. Устойчивость система государственного регулирования приобретает в том случае, если прямые связи дополняются обратными. В зависимости от места возникновения и реализации можно выделить два типа обратных связей: объектные и субъектные.
В условиях РБ переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов ГР следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.
- 1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.
- 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное регулирование в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
- 4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
- 5. Государственный сектор экономики в системе государственного регулирования: понятие, роль и значение, характеристика.
- 6. Программирование как форма государственного регулирования экономики. Понятие и виды программ, их характеристика и направления применения.
- 7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп
- 8. Система программных и прогнозных документов используемых в грэ рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 9. Виды и методы государственного прогнозирования и планирования.
- 10. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития.
- 11. Бюджетное регулирование. Бюджетная система страны, её важнейшие функции и регуляторы.
- 12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика рб.
- 13. Налоги в системе государственного регулирования экономики. Налоговая система и ее основные функции. Налоговая политика Республики Беларусь.
- 14. Ценовая политика рб на современном этапе
- 15.Основные типы и особенности инфляции в Республике Беларусь. Управление инфляционными процессами.
- 16. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 17. Организационная структура гос. Регулирования экономики рб
- 18.Государственное регулирование основных макроэкономических пропорций: воспроизводственной, отраслевой, технологической, институциональной структуры.
- 19. Государственное регулирование экономического роста страны. Факторы экономического роста и система показателей, характеризующих экономический рост.
- 20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб
- 22. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. Источники инвестиций и направления их использования.
- 23. Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 24. Содержание государственного регулирования развития предпринимательства и малого бизнеса рб, его правовая и экономическая основа. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства.
- 25. Промышленность как объект государственного регулирования: особенности и характеристика.
- 26. Государственная промышленная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 27.Агропромышленный комплекс Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 28. Аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе и механизм ее реализации.
- 29. Государственное регулирование строительного комплекса Республики Беларусь.
- 30. Государственное регулирование развития транспорта Республики Беларусь.
- 31. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития Республики Беларусь.
- 32. Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 33. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика.
- 34. Государственное регулирование безработицы и занятости населения.
- 35. Государственное регулирование уровня, качества жизни и доходов населения.
- 36 Государственная поддержка и защита социально уязвимых слоев населения.
- 37. Государственное регулирование отраслей социально-культурного комплекса.
- 38. Государственное регулирование социально-потребительского комплекса.