21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб
Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:
- стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
- технологической перестройки производства;
- формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;
- создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
- обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
- совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
- привлечения иностранных инвестиций;
- содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
- научно-технического прогнозирования и программирования, и многого другого.
Направления развития инновационной деятельности отражаются в Комплексном прогнозе научно-технического прогресса Республики Беларусь до 2020 г., который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, наращивание научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.
Объекты государственного регулирования научной и инновационной деятельности:
- научная, техническая и инновационная деятельность;
- отношения между ее участниками;
- отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.
Субъекты государственного регулирования научной и инновационной деятельности:
органы государственной власти и управления Республики Беларусь;
юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории республики.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляют Парламент, Совет Министров, министерства, комитеты, местные органы власти и управления в соответствии с возложенными на них полномочиями. В системе государственного регулирования научной и инновационной деятельности выделяют три уровня:
Государственный уровень - определение стратегии развития науки и техники.
Отраслевой уровень - конкретизация приоритетов НТП.
Исполнительский уровень - выполнение программ, НИОКР, изготовление новой техники.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Основная цель программы: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологогически безопасной экономики
Основные мероприятия:
создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств
модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологического переоснащения производств для освоения и выпуска новой продукции
реализация инновационных проектов.
- 1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.
- 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное регулирование в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
- 4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
- 5. Государственный сектор экономики в системе государственного регулирования: понятие, роль и значение, характеристика.
- 6. Программирование как форма государственного регулирования экономики. Понятие и виды программ, их характеристика и направления применения.
- 7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп
- 8. Система программных и прогнозных документов используемых в грэ рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 9. Виды и методы государственного прогнозирования и планирования.
- 10. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития.
- 11. Бюджетное регулирование. Бюджетная система страны, её важнейшие функции и регуляторы.
- 12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика рб.
- 13. Налоги в системе государственного регулирования экономики. Налоговая система и ее основные функции. Налоговая политика Республики Беларусь.
- 14. Ценовая политика рб на современном этапе
- 15.Основные типы и особенности инфляции в Республике Беларусь. Управление инфляционными процессами.
- 16. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 17. Организационная структура гос. Регулирования экономики рб
- 18.Государственное регулирование основных макроэкономических пропорций: воспроизводственной, отраслевой, технологической, институциональной структуры.
- 19. Государственное регулирование экономического роста страны. Факторы экономического роста и система показателей, характеризующих экономический рост.
- 20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб
- 22. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. Источники инвестиций и направления их использования.
- 23. Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 24. Содержание государственного регулирования развития предпринимательства и малого бизнеса рб, его правовая и экономическая основа. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства.
- 25. Промышленность как объект государственного регулирования: особенности и характеристика.
- 26. Государственная промышленная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 27.Агропромышленный комплекс Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 28. Аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе и механизм ее реализации.
- 29. Государственное регулирование строительного комплекса Республики Беларусь.
- 30. Государственное регулирование развития транспорта Республики Беларусь.
- 31. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития Республики Беларусь.
- 32. Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 33. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика.
- 34. Государственное регулирование безработицы и занятости населения.
- 35. Государственное регулирование уровня, качества жизни и доходов населения.
- 36 Государственная поддержка и защита социально уязвимых слоев населения.
- 37. Государственное регулирование отраслей социально-культурного комплекса.
- 38. Государственное регулирование социально-потребительского комплекса.