7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.
Прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению.
Все используемые прогнозы можно представить через следующие виды:
Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений.
Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.
Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение производств.
Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав.
По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют:
На макроэкономическом уровне прогнозируются:
ВВП и его производство, распределение, потребление;
трудовые ресурсы, их распределение между отраслями; производство товаров и услуг;
производительность общественного труда в масштабах производственной сферы;
материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;
основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения).
Структурный прогноз включает:
отраслевую структуру общественного продукта; межотраслевые связи;
распределение трудовых ресурсов между отраслями и сферами экономики,;
межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.
Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает:
потребности в продукции данного комплекса;
объем и структуру продукции, пр-ные ресурсы и эффективность их использования.
Государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы.
- 1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.
- 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное регулирование в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
- 4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
- 5. Государственный сектор экономики в системе государственного регулирования: понятие, роль и значение, характеристика.
- 6. Программирование как форма государственного регулирования экономики. Понятие и виды программ, их характеристика и направления применения.
- 7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп
- 8. Система программных и прогнозных документов используемых в грэ рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 9. Виды и методы государственного прогнозирования и планирования.
- 10. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития.
- 11. Бюджетное регулирование. Бюджетная система страны, её важнейшие функции и регуляторы.
- 12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика рб.
- 13. Налоги в системе государственного регулирования экономики. Налоговая система и ее основные функции. Налоговая политика Республики Беларусь.
- 14. Ценовая политика рб на современном этапе
- 15.Основные типы и особенности инфляции в Республике Беларусь. Управление инфляционными процессами.
- 16. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 17. Организационная структура гос. Регулирования экономики рб
- 18.Государственное регулирование основных макроэкономических пропорций: воспроизводственной, отраслевой, технологической, институциональной структуры.
- 19. Государственное регулирование экономического роста страны. Факторы экономического роста и система показателей, характеризующих экономический рост.
- 20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб
- 22. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. Источники инвестиций и направления их использования.
- 23. Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 24. Содержание государственного регулирования развития предпринимательства и малого бизнеса рб, его правовая и экономическая основа. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства.
- 25. Промышленность как объект государственного регулирования: особенности и характеристика.
- 26. Государственная промышленная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 27.Агропромышленный комплекс Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 28. Аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе и механизм ее реализации.
- 29. Государственное регулирование строительного комплекса Республики Беларусь.
- 30. Государственное регулирование развития транспорта Республики Беларусь.
- 31. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития Республики Беларусь.
- 32. Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 33. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика.
- 34. Государственное регулирование безработицы и занятости населения.
- 35. Государственное регулирование уровня, качества жизни и доходов населения.
- 36 Государственная поддержка и защита социально уязвимых слоев населения.
- 37. Государственное регулирование отраслей социально-культурного комплекса.
- 38. Государственное регулирование социально-потребительского комплекса.