2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.
В конечном счете, все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.
По форме участия государства в регулировании экономики и характеру его влияния на объект выделяют:
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д.
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
Прямые методы воздействуют на объект регулирования непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование, финансовую поддержку;
Косвенные методы воздействуют на объект регулирования опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления.
Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.
- 1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.
- 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное регулирование в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
- 4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
- 5. Государственный сектор экономики в системе государственного регулирования: понятие, роль и значение, характеристика.
- 6. Программирование как форма государственного регулирования экономики. Понятие и виды программ, их характеристика и направления применения.
- 7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп
- 8. Система программных и прогнозных документов используемых в грэ рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 9. Виды и методы государственного прогнозирования и планирования.
- 10. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития.
- 11. Бюджетное регулирование. Бюджетная система страны, её важнейшие функции и регуляторы.
- 12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика рб.
- 13. Налоги в системе государственного регулирования экономики. Налоговая система и ее основные функции. Налоговая политика Республики Беларусь.
- 14. Ценовая политика рб на современном этапе
- 15.Основные типы и особенности инфляции в Республике Беларусь. Управление инфляционными процессами.
- 16. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 17. Организационная структура гос. Регулирования экономики рб
- 18.Государственное регулирование основных макроэкономических пропорций: воспроизводственной, отраслевой, технологической, институциональной структуры.
- 19. Государственное регулирование экономического роста страны. Факторы экономического роста и система показателей, характеризующих экономический рост.
- 20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб
- 22. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. Источники инвестиций и направления их использования.
- 23. Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 24. Содержание государственного регулирования развития предпринимательства и малого бизнеса рб, его правовая и экономическая основа. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства.
- 25. Промышленность как объект государственного регулирования: особенности и характеристика.
- 26. Государственная промышленная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
- 27.Агропромышленный комплекс Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 28. Аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе и механизм ее реализации.
- 29. Государственное регулирование строительного комплекса Республики Беларусь.
- 30. Государственное регулирование развития транспорта Республики Беларусь.
- 31. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития Республики Беларусь.
- 32. Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 33. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика.
- 34. Государственное регулирование безработицы и занятости населения.
- 35. Государственное регулирование уровня, качества жизни и доходов населения.
- 36 Государственная поддержка и защита социально уязвимых слоев населения.
- 37. Государственное регулирование отраслей социально-культурного комплекса.
- 38. Государственное регулирование социально-потребительского комплекса.