logo
Konspekt_lektsy

Сравнительная характеристика рыночного механизма

и механизма общественного выбора

Рыночный механизм

Механизм общественного выбора

Преобразует информацию об индивидуальном спросе и предложении в единый равновесный сигнал, определяющий поведение продавца и покупателя

Это совокупность процессов согласования индивидуальных действий через системы политических институтов демократического общества

Степень влияния на рынок зависит от экономической власти субъекта

Степень влияния индивида на принятие общественного решения не зависит от его экономической власти и измеряется одним голосом (один человек – один голос)

Нет осознания того, что каждый субъект является участником процесса принятия рыночного решения. Количественные параметры рынка только ориентир в экономической деятельности, не имеющие обязывающего характера

Субъект сознательно демонстрирует свой выбор с целью влияния на выработку общественного решения, которое признается в качестве обязывающего руководства к действию

Любое взаимодействие приводит к Парето-улучшению

Общественное решение может приносить ущерб, если оно принимается не единогласно (ущерб для тех, кто остался в меньшинстве)

Заинтересованность субъекта рынка в том, чтобы его предпочтения в наибольшей степени отличались от предпочтений его конкурентов

Индивид заинтересован в том, чтобы предпочтения наибольшего числа людей совпали с его собственными с целью принятия нужного решения

Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Процесс принятия общественного решения состоит в выборе единственного варианта из заданного набора альтернатив. Прежде чем эта альтернатива будет окончательно принята, индивиды обмениваются информацией о своих предпочтениях и формируют группы, поддерживающие определенную альтернативу. Процесс создания групп поддержки альтернатив сопряжен с внутренними издержками общественного выбора – издержками, связанными с демонстрацией и обменом информацией об индивидуальных предпочтениях и формированием групп поддержки. Наличие таких издержек обусловлено значительными потерями времени индивидов. Чем больше число членов поддержки, тем больше число межличностных взаимодействий ее членов, тем больше при прочих равных условиях внутренние издержки общественного выбора (внутренние издержки) есть возрастающая функция численности группы поддержки.

Правило голосования устанавливает, какой минимальный вес должна иметь группа поддержки, чтобы она была признана решающей, а соответствующая альтернатива была признана общественным решением. Такой вес называют пороговым.

Правило относительного большинства определяет пороговый вес как вес наибольшей из имеющихся групп поддержки.

При выборе правила голосования учитываются не только внутренние, но и внешние издержки общественного выбора.

Внешние издержки общественного выбора – это издержки, складывающиеся из расходов, которые понесут отдельные индивиды в результате реализации общественного выбора. Если общественный выбор совпал с мнением индивида, внешние издержки полагаются равными нулю. В противном случае они положительны. Чем больше вес решающей группы поддержки, тем меньше доля индивидов, несущих внешние издержки, и тем меньше суммарная величина внешних издержек.

Общие издержки общественного выбора равны сумме внутренних и внешних издержек. Поскольку функция внутренних издержек возрастает, а функция внешних издержек убывает с ростом веса группы поддержки, функция общих издержек имеет минимум. Вес группы поддержки, отвечающей минимуму этой функции, называют оптимальным большинством.

Вместе с тем возможно появление парадокса голосования.

Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Согласно определению теории общественного выбора бюрократия – это система организаций, которая не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку и извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности, это государственный институт, реализующий исполнительную власть с иерархической системой управления.

Признаками бюрократической системы хозяйствования являются:

1) господство элитной экономики, которая служит главным источником сверхдоходов для хозяйственной и бюрократической элиты, бюрократического аппарата в целом;

2) разрешительная система организации бизнеса в отличие от уведомительной при рыночном хозяйстве;

3) невозможность свободного инвестирования;

4) формирование государственного бюджета под нужды лоббируемых бюрократией элитных структур (повышение акцизов и налогов на физических лиц и снижение пошлин на вывоз нефти и т.д.);

5) трансформация элементов денежной политики под нужды бюрократической элиты, порой в ущерб национальной экономики;

6) зависимость государственного бюджета от состояния крупных налогоплательщиков;

7) закрытость, непрозрачность деятельности элитарных структур;

8) исключительно высокая власть чиновников на местах;

9) преобладание экономики «показателей»;

10) активное вмешательство бюрократии в информационный бизнес и в судебную систему.

Слабость демократических институтов ведет к утрате контроля над бюрократией, что отражается в таких областях, как борьба с коррупцией, соблюдение законов, качество государственного регулирования, группы специальных интересов.

Группа специальных интересов – совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности. Для реализации своих интересов они используют механизм лоббирования.

Лоббирование – система воздействия групп специальных интересов на органы власти для принятия выгодных этим группам решений. Выгоды от принятия таких решений будут реализованы внутри группы, а издержки понесет все общество в целом.