logo
Konspekt_lektsy

Тема 5. Общественные блага и роль государства в рыночной экономике

Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и т. д. – эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами.

Общественное благо – благо, потребляемое коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Характеризуется двумя свойствами: 1) неизбирательностью в потреблении – потребление этого блага одним человеком не уменьшает объема его потребления другим человеком; 2) неисключаемостью в потреблении – никто не может быть не допущен к потреблению данного блага.

Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет, поэтому общественные товары связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государства. Размеры и структура бюджетных расходов зависят от объема и структуры общественных товаров.

Для покрытия этих расходов государству необходимы соответствующие доходы, существенную долю в которых составляют налоги с населения. Таким образом, общественные блага только на первый взгляд кажутся бесплатными (ибо непосредственно на рынке население не оплачивает общественный товар). В действительности население опосредованно, через налоги оплачивает государственные услуги по предоставлению общественных благ в размере доли налогов с населения в доходной части государственного бюджета. Государство при этом призвано решить сложнейшую задачу согласования доходов и расходов в государственном бюджете.

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника – это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Данная проблема чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

Провалы (фиаско) рынкаситуации, связанные с возможными неудачами рыночного механизма в достижении Парето-эффективности. Иными словами, в этих ситуациях рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов: 1) существование общественных благ; 2) неконкурентный рынок; 3) внешние эффекты; 4) неполнота и несовершенство (асимметрия) информации.

Целесообразность существования как государства, так и фирмы, действующей в условиях рыночных отношений, объясняется одними и теми же причинами – это административные институты, позволяющие обществу экономить на ТАИ, связанных в рыночных отношениях с ведением, достижением и соблюдением договоренностей. Государство является одним из главных институтов общества, точнее – системой институтов власти и управления, поддерживающих стабильность общества и участвующих в осуществлении институциональных преобразований.

Государство это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных.