logo
Рыночные структуры

Монополия и экономическая эффективность

Рассмотрим последствия существования монополий. Здесь уместно провести сравнительный анализ экономической эффек­тивности совершенной конкуренции и чистой монополии. В ус­ловиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распреде­ления ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на Рисунок 9, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

Кроме того, монополист реализует свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Значит, не выполняется и критерий эффективно­сти распределения экономических ресурсов, требующий равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства PA > MCE свидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта.

Рисунок 9

Если предположить, что рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризова­лась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой Iи ее параметрами — Рх и Qx (SX для случая совершен­ной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурент­ная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продук­ции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).

Проведенные выше сопоставления возможны только при до­пущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реаль­ной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен по­ложительный эффект масштаба.

На Рисунок 10 видно, что положительный эффект масштаба производства позволяет монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK).

Рисунок 10

Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LA тс, например точка В и соответствующий ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как пока­зывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных сти­мулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка па­тентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравне­ние издержек монополии и конкурентной фирмы, таким обра­зом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

И еще один аспект, на который нужно обратить внимание при сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, — восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от вне­дрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монопо­лии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды миними­зирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой сторо­ны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способ­ствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению нов­шеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

И последнее, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую при­быль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — владельцев предприятия-монополиста.