Предложение совершенно конкурентной фирмы в. Конкурентное равновесие для фирмы .
В краткосрочном периоде, как мы выяснили, мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений. Цель анализа — определение объема производства отдельной конкурентной фирмы, при котором достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при сложившейся на рынке цене выпускаемой ею продукции, т. е. определение оптимального объема производства. При существующей на рынке цене, установившейся в результате взаимодействия стихийных рыночных сил опросами предложения, перед любой фирмой будут стоять три вопроса: следует ли производить данную продукцию; если да, то какое количество; какая прибыль (убыток) будет получена? (Далее смотри лекцию «Издержки»).
Конкурентное равновесие в краткосрочном периоде для отдельной, фирмы определяется путем совмещения кривой ее индивидуального предложения и графика спроса на ее продукцию. Учитывая это обстоятельство, конкурентное равновесие для фирмы и для отрасли в краткосрочном периоде графически будет выглядеть, как показано на рисунке (Рисунок 2).
Рисунок 2
Долгосрочный период предполагает, что фирма может реагировать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынке. Наша задача — определить, как будет меняться ситуация в отрасли в случае того или иного изменения рыночного спроса. Цель анализа — определить уровень долгосрочного рыночного равновесия. Для упрощения анализа сделаем некоторые предположения:
• ограничим возможные изменения на рынке только одним фактором - изменением количества фирм;
• все фирмы имеют одинаковую величину и структуру издержек, т. е. и сами фирмы абсолютно одинаковы по размерам;
• величина издержек производства не меняется, т. е. цена, по которой фирма привлекает экономические ресурсы остается в долговременном периоде неизменной.
Временные прибыли и убытки и восстановление равновесия типичной фирмы и в отрасли в долговременном периоде. Рассмотрим Рисунок 3. Предположим, что ситуация на рынке выглядит, как представлено на рисунке а, т. охарактеризуется графиками спроса и предложения D1 и S1. Точка E1 отражает равновесные параметры отраслевого рынка — равновесную цену (Р1) и равновесный объем производства (Q1). Для простоты анализа будем полагать, что при таком положении на рынке ситуация для каждой отдельной фирмы в отрасли будет характеризоваться точкой A1, в которой при цене P1 пересекаются три графика — предельного дохода (MR), предельных издержек (МС) и средних валовых издержек (АТС). Оптимальный объем производства отдельной фирмы будет составлять Q2 единиц продукции (рисунок б).
Рисунок 3
Если под действием неценовых детерминант спроса кривая D1 сместилась до положения D2, то равновесие переходит из точки E1 в точку Е2, при этом устанавливается новая равновесная цена Р2. Для фирмы это будет означать смещение графика предельного дохода вверх до положения MR2. Ситуация равновесия для фирмы будет теперь характеризоваться, исходя из правила MR = МС, точкой А2, которой соответствует объем производства Q4. Для фирмы это будет означать, что новая цена Р2 превышает средние валовые издержки, соответствующие объему выпуска Q4. Иными словами, каждая фирма в отрасли будет получать экономическую прибыль. Это будет привлекать в отрасль новые фирмы, приток которых увеличит рыночное предложение с уровня S1 до S2. Причем предложение будет увеличиваться до тех пор, пока рыночная цена не достигнет первоначального уровня — Р1. Именно тогда прекратится приток новых фирм на данный рынок. Дальнейшее расширение отрасли уже не будет иметь смысла, поскольку растущее предложение будет снижать рыночную цену ниже уровня P1 . А это означает для каждого отдельного производителя убытки. Таким образом, возникшие в краткосрочном периоде экономические прибыли будут сведены к нулю, а долговременное равновесие восстановится при прежнем уровне цены, но большей величине отраслевого предложения. Увеличение количества фирм, функционирующих в отрасли, приведет к увеличению объемов отраслевого предложения с Q1 до Q5. Возможна и обратная ситуация (см. Рисунок 4).
Рисунок 4
В случае неблагоприятного снижения цены в отрасли возникают убытки, которые, как и прибыль в предыдущем случае, тоже будут носить временный характер. Следовательно, если в краткосрочном периоде каждый производитель в отрасли столкнется с экономическими убытками, то начнется массовый отток фирм, и равновесие восстанавливается за счет снижения объемов отраслевого предложения с Ql до Q8 и уменьшения количества фирм, находящихся на рынке.
Таким образом, рыночная конкуренция, проявляющаяся себя в свободном вступлении и оттоке фирм из отрасли, в конечном счете уравнивает цену с минимумов средних валовых издержек, и каждая фирма будет функционировать в точке А1, где MR= МС=min АТС (именно в точке минимума АТС пересекаются графики МС и АТС). Производить выше точки min АТС значит получать экономическую прибыль, которая будет сведена в долгосрочном периоде к нулю за счет притока новых фирм. Производить ниже точки min А ТС значит иметь экономические убытки, наличие которых приведет к сужению отрасли за счет оттока фирм в долгосрочном периоде. Сокращение предложения будет толкать рыночную цену вверх, новая ситуация равновесия будет характеризоваться первоначальным значением отраслевой цены. Для каждой фирмы в отрасли это будет означать производство в точке безубыточности и получение только нормальной прибыли.
Проведенный выше анализ показывает, что цена на продукцию, выпускаемую в условиях совершенной конкуренции, устанавливается в долговременном периоде на уровне минимума средних валовых издержек (min АТС), и положение равновесия отдельной фирмы в долгосрочном периоде изображено на Рисунок 5.
Рисунок 5
Это условие равенства цены (Р), предельных издержек (МС) и минимального значения средних валовых издержек (min АТС) имеет большое социальное значение. Во-первых, выполняется критерий производственной эффективности. Этот критерий требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, т. е. при использовании самой эффективной производственной технологии. Выполнение равенства Р = min АТС означает достижение производственной эффективности, поскольку вдетом случае производство осуществляется при наименьших из всех возможных затратах ресурсов на единицу продукции. Следовательно, фирма применяет наиболее эффективную технологию, предполагающую использование минимума ресурсов для обеспечения данного объема производства. Применить другую технологию фирмы не могут, так как она будет означать большие издержки на единицу продукции, а значит, и не сможет обеспечить возможности выживания на рынке. Во-вторых, выполняется критерий эффективности распределения ресурсов. Для достижения эффективности распределения ресурсов последние должны быть распределены между отраслями и фирмами так, чтобы создавались именно те товары, которые наиболее необходимы потребителям, т. е. обществу в целом. Функционируя в долгосрочном периоде в точке А, каждая фирма сталкивается с равенством P = МС. Данное тождество означает достижение обозначенного требования эффективности в сфере распределения ресурсов. Поясним. С точки зрения общества, цена продукта (Р) измеряет пользу или удовлетворение, которое оно получает от каждой дополнительной единицы данного товара. Предельные издержки на производство дополнительной единицы данного товара (МС) показывают потерю для общества других, альтернативных товаров, которые могли бы быть произведены из тех же ресурсов, что и данный продукт. То есть речь здесь идет об альтернативных или вмененных издержках. Если Р> МС, то общество оценивает дополнительные единицы данного блага более высоко, чем альтернативные продукты, производимые из тех же ресурсов. Следовательно, здесь имеет место недопроизводство данного товара и недораспределение экономических ресурсов. Если Р < МС, значит, ситуация обратная — альтернативные товары оцениваются обществом выше, чем дополнительные единицы данного продукта. Поэтому здесь имеет смысл говорить о недопроизводстве альтернативных благ, перепроизводстве данного блага и об избыточном распределении ресурсов в пользу данного продукта. Из сказанного ясно, что эффективное распределение ресурсов будет достигаться в том случае, когда P = МС. Кроме того, выполнение критерия эффективного распределения ресурсов означает отсутствие дефицита и избытков производимой продукции.
Итак, достижение ситуации экономической эффективности требует выполнения двух критериев — производственной эффективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечисленными свойствами — минимальным уровнем издержек, эффективным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефицита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков.
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры.
- Типы и определяющие признаки рыночных структур.
- Рыночная власть
- Совершенная конкуренция.
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в. Конкурентное равновесие для фирмы .
- Монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль.
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монопсония.
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции
- Эффективность монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Государственное регулирование деятельности монополий.
- Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий