Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
Следующий этап нашего анализа — изучение поведения на рынке фирмы — чистого монополиста, в частности вопросов, по какой цене и в каком объеме монополист будет реализовывать свой товар. Оптимальный объем производства фирмы-монополиста будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издержек, с другой.
Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объем производимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсолютно эластичен и фирма может продавать разные количества товара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следствием резко падающий характер этого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единиц. Данный факт скажется на динамике показателей нового и предельного дохода рассматриваемой фирмы Поэтому в отличие от продавца, действующего в условиях совершенной конкуренции, монополист сталкивается с ситуацией, когда его валовой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает) а потом, достигнув максимума, начинает падать.
У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены (кроме первой единицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирма вынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене (Рисунок 6).
На графике спроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:
• эластичного спроса (ЕрD > 1), т.к. здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р);
•неэластичного спроса (ЕрD < 1), т.к. здесь TR сокращается по мере того, как снижается цена (Р).
Максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрицательные значения.
Зная об особенностях спроса на продукт монополиста, о «поведении» графиков его предельного и валового дохода, можно перейти к рассмотрению проблемы оптимального объема производства монопольного производителя. Используем уже известные подходы — сначала применим метод сопоставления валового дохода и валовых издержек (TR и TС), а потом метод уравнивания предельных показателей (MR и МС).
Рисунок 6
Графическая интерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представлена на Рисунок 7.
Рисунок 7
Точка пересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр Qopt отражает оптимальный объем производства. Причем Qopt на данном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику Dx определяем, по какой цене данный объем производства Может быть реализован монополистом, это параметр точки А — РА. Проекция точки В на ось ординат (АТСВ) отражает величину средних валовых издержек, соответствующих объему Qopt Таким образом, валовой доход монополиста будет соответствовать площади прямоугольника OPAQopt, а величина валовых издержек — площади прямоугольника OATCBBQopt Прибыль рассчитаем следующим образом:
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры.
- Типы и определяющие признаки рыночных структур.
- Рыночная власть
- Совершенная конкуренция.
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в. Конкурентное равновесие для фирмы .
- Монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль.
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монопсония.
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции
- Эффективность монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Государственное регулирование деятельности монополий.
- Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий