Типы и определяющие признаки рыночных структур.
Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Основным элементом любого рынка является конкуренция, которая определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену, т.е. степень свободы ценообразования на рынке.
Рыночная конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль; между покупателями – за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность.
В результате конкурентного отбора выживают только те производители, которым удается эффективно организовать производство, т.е. доказать свою конкурентоспособность. Конкурентоспособность для производителя в условиях совершенной конкуренции означает возможность продать как можно больше по цене, ниже рыночной. Отсюда – единственным условием получения прибыли для производителя, работающего в условиях конкуренции, выступает снижение издержек на производство каждой единицы товара.
Снижение затрат становится возможным в результате применения более эффективных технологий производства и рациональной организации труда. Благодаря снижению затрат производитель может увеличивать масштабы производства и увеличивать прибыль. Это будет происходить до тех пор, пока другие производители также не освоят новую технологию и также не снизят собственные затраты. Тем-то и эффективна конкурентная организация рынка, что в результате конкуренции любой выигрыш на рынке рано или поздно становится доступным остальным участникам рынка, стремящимся осваивать новые эффективные организации производства. Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов.
Конкуренция является единственным фактором, обеспечивающим динамику основных параметров рынка: объемов производства и рыночных цен. Чем выше степень конкурентности рынка, тем более оптимальный уровень цен характеризует его. Т.е. такой уровень цен, который является приемлемым и для безубыточного функционирования предприятий и для нормального уровня удовлетворения потребностей потребителя.
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.
1. Число фирм в отрасли.От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
2. Контроль над рыночной ценой.Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
3. Характер реализуемой на рынке продукции— стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:
• совершенная конкуренция— модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия— тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция— тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия— тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке.
Основным элементом любого рынка является конкуренция, которая определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену, т.е. степень свободы ценообразования на рынке.
Рыночная конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль; между покупателями – за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность.
В результате конкурентного отбора выживают только те производители, которым удается эффективно организовать производство, т.е. доказать свою конкурентоспособность. Конкурентоспособность для производителя в условиях совершенной конкуренции означает возможность продать как можно больше по цене, ниже рыночной. Отсюда – единственным условием получения прибыли для производителя, работающего в условиях конкуренции, выступает снижение издержек на производство каждой единицы товара.
Снижение затрат становится возможным в результате применения более эффективных технологий производства и рациональной организации труда. Благодаря снижению затрат производитель может увеличивать масштабы производства и увеличивать прибыль. Это будет происходить до тех пор, пока другие производители также не освоят новую технологию и также не снизят собственные затраты. Тем-то и эффективна конкурентная организация рынка, что в результате конкуренции любой выигрыш на рынке рано или поздно становится доступным остальным участникам рынка, стремящимся осваивать новые эффективные организации производства. Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов.
Конкуренция является единственным фактором, обеспечивающим динамику основных параметров рынка: объемов производства и рыночных цен. Чем выше степень конкурентности рынка, тем более оптимальный уровень цен характеризует его. Т.е. такой уровень цен, который является приемлемым и для безубыточного функционирования предприятий и для нормального уровня удовлетворения потребностей потребителя.
В экономической теории все рынки по степени ограничений конкуренции делятся на рынки совершенной и несовершенной конкуренции. К моделям рынка с несовершенной конкуренцией относятся монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония.
- Типы рыночных структур
- Рыночные структуры.
- Типы и определяющие признаки рыночных структур.
- Рыночная власть
- Совершенная конкуренция.
- Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца
- Предложение совершенно конкурентной фирмы в. Конкурентное равновесие для фирмы .
- Монополия
- Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль.
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- Ценовая дискриминация.
- Монополия и экономическая эффективность
- Монопсония.
- Монополистическая конкуренция
- Основные черты рынка монополистической конкуренции
- Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции
- Эффективность монополистической конкуренции
- Олигополия
- Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- Олигополия и экономическая эффективность
- Государственное регулирование деятельности монополий.
- Основные принципы антимонопольной политики
- Регулирование деятельности естественных монополий