logo
Экон конф (1)

35, 36, 37.Сущность корпоративных конфликтов, содержание и основные этапы, регулирование и разрешение.

Корпорация (от лат. сorporatio - объединение, сообщество) - это объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей, одна из основных форм предпринимательства. Под корпоративным конфликтом следует понимать разногласия и споры, возникающие между акционерами общества, акционерами и менеджментом общества, инвестором (потенциальным акционером) и обществом, которые приводят или могут привести к одному из следующих последствий: 1. Нарушение норм действующего законодательства; 2. Иски к обществу, его органам управления; 3. Досрочное прекращение полномочий действующих органов управления; 4. Существенные изменения в составе акционеров. Классификация корпоративных конфликтов: - Нарушение норм законодательства, - Поглощение, - Конфликты по поводу дивидендов, - Конфликты с менеджерами, - Конкуренция, - Корпоративный шантаж, - Противоречия в законодательстве. В своей основе конфликт между различными группами акционеров является конфликтом экономическим, поскольку, прежде всего, это конфликт по поводу присвоения и распоряжения акций, эмитированных акционерным обществом, и использования прав, реализация которых возможна только собственниками определенного количества голосующих акций. По способу разрешения корпоративного конфликта он, безусловно, относится к конфликтам правовым. Отнесение корпоративных конфликтов к подмножеству правовых обусловлено тем, что в случае, если участники конфликта не достигли компромисса и не зафиксировали свое волеизъявление в решении собрания или путем заключения сделки, то разрешение конфликта происходит посредством рассмотрения судом гражданских и, что бывает нередко, уголовных дел. Как и в любом другом конфликте, в корпоративных конфликтах можно выделить три уровня: 1. Война, то есть бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств; 2. Игра – разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; 3. Спор – использование только мирных средств для достижения согласия с другой стороной. В то же время, поскольку в основе корпоративного конфликта лежат, как правило, коренные интересы сторон, то столкновение носителей этих различных интересов переходит в стадию войны за сравнительно небольшой промежуток времени. Рассматривая развитие корпоративного конфликта в его динамике, можно выделить следующие стадии: · Предконфликтная стадия. Период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся: количество голосующих акций, которыми располагают стороны конфликта, информация (доступ к информации), финансовые, административные возможности и интеллектуальный потенциал сторон; · Непосредственный конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, действий, направленных на изменение поведения соперников (например, проведение альтернативного собрания акционеров). Весьма характерным моментом на этапе непосредственного конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимоотношения достигают максимальной силы и остроты; · Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Разрешение корпоративного конфликта происходит, как правило, лишь при изменении ситуации.