logo
Экон конф (1)

26.Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

В конкурентной борьбе между экономическими моделями теория совершенной конкуренции удерживает преобладающую долю рынка: ни один другой набор идей не используется экономистами столь широко и успешно, как логика рынков совершенной конкуренции. Соответственно, все другие модели рынка (всем вместе им присвоили название рынков «несовершенной конкуренции* и относят к их числу монополию, монополистическую конкуренцию, рынок, на котором доминирует одна фирма — ценовой лидер, двустороннюю монополию и другие ситуации торга, а также все разновидности теорий олигополии) представляют собой всего лишь ее периферийных конкурентов. В том, что совершенная конкуренция играет центральную роль в качестве ориентира для нормативной теории, нет ничего удивительного, однако доминирование анализа совершенной конкуренции в дескриптивных и прогностических работах примечательно. Во-первых, экономисты-теоретики все больше склоняются к точке зрения, что основополагающей должна являться модель несовершенной конкуренции, а совершенная конкуренция должна быть выведена из моделей, в которых допускается поведение, соответствующее несовершенной конкуренции, и, в частности, экономические агенты полностью представляют себе имеющиеся в их распоряжении стратегии и монопольную власть, которой они обладают. За последние 25 лет на основе такого подхода были проведены обширные исследования, основная часть которых наводит на мысль о том, что совершенная конкуренция соответствует крайне специфическому, предельному случаю более общей теории рынков. Во-вторых, по мере уточнения идеи совершенной конкуренции и более полного понимания ее условий стало очевидно, что ни один из сколько-нибудь значительных рынков не отвечает полностью условиям совершенной конкуренции и, похоже, большинство из них даже к ним не приближается. Это не означает, что модели должны быть точными с дескриптивной точки зрения; единственный способ обеспечить дескриптивную точность карты — это придать ей масштаб 1: 1, но такая карта бесполезна. И все же поразительно, что экономисты столь упорно выбирают модель с, казалось бы, очень низкой дескриптивной ценностью. В-третьих, существующая теория совершенной конкуренции, являясь теорией ценовой конкуренции, не содержит связного объяснения того, как формируются цены. Поразительно, что незавершенность данной теории в столь фундаментальном вопросе не снижает сколько-нибудь серьезно ее ценности в глазах исследователей. С учетом всего вышесказанного доминирование методов, основанных на посылке о совершенной конкуренции, видимо, следует считать признаком слабости моделей несовершенной конкуренции. На самом деле не существует достаточно сильной общей теории несовершенной конкуренции. Вместо нее присутствуют мириады конкурирующих моделей частичного равновесия рынков, где господствует несовершенная конкуренция, а немногие модели общего равновесия либо основаны на сомнительных предпосылках, либо содержат институциональные аспекты, которые не более удовлетворительны, чем аналогичные аспекты моделей совершенной конкуренции.

Несмотря на неудовлетворительное состояние теории рынков как совершенной, так и несовершенной конкуренции, последние работы, опирающиеся на методы теории игр, обещают вылиться в более удовлетворительную теорию несовершенной конкуренции рынков и пролить больше света на то, почему анализ, основанный на модели совершенной конкуренции, так неплохо работает, а также объединить эти теории.

27.Виды конкуренции: добросовестная и недобросовестная

Конкуренция — это соперничество между участниками рынка. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция — это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

28.Формы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации. Действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, весьма разнообразны. Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 10 закона, это: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; - введение потребителя в заблуждение относительно изготовителей товара, его характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажа, обмен или иное введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг; - получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или охраняемую законом тайну. Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим, В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия «недобросовестная конкуренция».

29.Сущность ценовых и торговых войн. Потери от конфликтов в конкурентной борьбе

Результатом конкурентной борьбы на мировом рынке выступают торговые войны. Торговая война – экономический конфликт между двумя и более государствами, в котором стороны устанавливают барьеры на ввозимые товары и оказывают содействие внутренним производителям в проникновении на внешние рынки (субсидирование/датирование производства).

30.Приватизация: сущность и особенности приватизации в России

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий». В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества. Особенности процесса приватизации, происходившего в России: 1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества; 2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках; 3. проведение особого ваучерного этапа приватизации. В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).