logo
Экономика предприятия

Понятие выручки от продаж (реализации) продукции (работ, услуг)

Стоимость произведенной предприятием продукции (выполнения работ, оказания услуг) определяется ценой реализуемой продукции (работ, услуг).

Выручка от продаж (реализации) продукции (работ, услуг) – это денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию, выполнения работы, оказания услуги.

Реализацией продукции и поступлением выручки на расчетный счет завершается кругооборот средств предприятия, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота. Выручка представляет собой основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Получение выручки характеризует изменения в финансовом положении предприятия по трем основным направлениям: текущей, инвестиционной, финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность по производству товарной продукции. Выручка от текущей деятельности поступает в виде выручка от продаж продукции (работ, услуг).

Инвестиционной деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с приобретением земельных участков, зданий, иной недвижимости, оборудования и других внеоборотных активов, а также с их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала предприятия и величина заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другим организациям займов, погашение заемных средств).

В процессе финансово - хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на год, квартал и оперативно. Годовое и квартальное планирование выручки необходимо для планирования прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления денежных средств на расчетный счет предприятия.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной продукции, исходя из действующих цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок. Выручка от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.

Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный метод.

Метод прямого счета заключается в том, что по каждой номенклатуре и ассортиментным группам в отдельности рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и полученные результаты суммируются:

(10.1)

где Впл – планируемая выручка от продаж, тыс.р.;

- плановые отпускные цены единицы i-го вида продукции, р.;

- плановый объем реализованной i-го вида продукции, натур.ед.

Данный метод предполагает, что весь объем продукции произведен по заказам и спрос на продукцию гарантирован.

Расчетный метод дает возможность учитывать и планировать кроме выпуска товарной продукции остатки готовой продукции на складе. Данный метод основывается на методах отражения выручки в учете: методе начислений и кассовом методе.

Метод начислений (по отгрузке) предполагает определение выручки по факту отгрузки и предъявления расчетных документов контрагенту. В этом случае моментом реализации считается дата отгрузки.

(10.2)

где - остатки готовой продукции на складе на начало и на конец

планируемого периода в продажных ценах, тыс.р.;

К ассовый метод предполагает определение выручки по мере оплаты. Моментом реализации считается дата поступления денежных средств на расчетный счет предприятия.

(10.3) где - остатки готовой продукции на начало периода отгруженной,

но не оплаченной потребителем в продажных ценах, тыс.р.

- остатки готовой продукции на конец периода отгруженной, но

не оплаченной потребителем в продажных ценах, тыс.р.

При расчете остатков продукции необходимо пересчитывать остатки с производственной себестоимости в продажные цены посредством коэффициентов пересчета. Коэффициент пересчета (k п) исчисляется как соотношение товарной продукции в отпускных ценах и по производственной себестоимости за IV квартал отчетного года для входных остатков (остатков на начало планируемого года) и за IV квартал планируемого года для выходных остатков (остатков на конец планируемого года).

(10.4)

где VТП – товарная продукция в отпускных ценах за соответствующий квартал,

тыс.р.;

СПР – производственная себестоимость товарной продукции за соответствующий

квартал, тыс.р.

Направления использования выручки от продаж представлены на рисунке 10.1

Рис. 10.1 Направления распределения выручки предприятия