Производительность труд её измерение и факторы роста.
Производительность труда – это способность конкретного труда производить в единицу времени определенное количество продукции (показатель оценивающий степень эффективности использования рабочей силы)
Сущность роста производительности труда заключается в том чтобы на каждую единицу затрат (трудовых, материальных, финансовых) получить существенно больший объем продукции и национальный доход.
Рост производительности транспорта является основным фактором ускорения окупаемости инвестиций. Расширение производства можно достичь путем увеличения численности работающих, но решающим является повышение производительности труда. Различают индивидуальную производительность труда учитывающие затраты только «живого труда» т.е труд работников осуществляющих производственный процесс и производительность общественного труда, определяемую с учетом полных затрат рабочего времени производство продукции т.т е живого и прошлого труда овеществленного в орудиях труда, топливе электроэнергии, материалов, сырье, машинах, оборудовании используемого для изготовления данного продукта.
Определение полных трудовых затрат на единицу продукции сложно, поэтому в практической деятельности определяют не всю совокупность трудовых затрат, а лишь ее часть (живой труд), тем самым определяют выработку.
Выработка – это количество продукции, приходящийся на одного работника в единицу времени (год, квартал, месяц, час).
Производительность труда выражается количеством продукции (работ, услуг) произведенной за единицу рабочего времени:
;
где - количество выработанной продукции;
- общие затраты рабочего времени.
Сущность повышения производительности труда состоит в том, что производство каждой единицы продукции требует меньших чем прежде затрат живого и прошлого труда, при этом, соотношение их изменяется в сторону повышения доли прошлого труда.
Обратный показатель производительности труда характеризует затраты рабочего времени на единицу продукции, его называют трудоемкостью:
;
На транспорте рассчитывается месячная, квартальная, годовая производительность труда или производительность труда за любой период с начала года одного списочного работника основной деятельности, которая носит название средней выработки на одного списочного работника за соответствующий период времени. Для этого произведенная за соответствующий период продукция делится на среднесписочную численность работников за этот же период.
Для категории рабочих рассчитывается также средняя выработка за один отработанный человеко-день (дневная производительность) и отработанный человеко-час (часовая производительность).
Дневная производительность труда исчисляется путем деления выработанной за отчетный период продукции () на количество отработанных за этот период человеко-дней ():
;
Часовая производительность труда характеризует уровень производительности труда за время чистой работы и определяется делением выработанной за период продукции () на общее количество отработанных человеко-часов ():
;
В зависимости от способа измерения продукции существуют три метода определения производительности труда – это натуральный, трудовой и стоимостной.
При натуральном методе производительность труда измеряется штуками, вагонами, тоннами, ткм, пасскм, платными километрами такси и другими единицами произведенной продукции за год, квартал, месяц, смену, час:
;
;
где - объем продукции, выпущенный за определенный период времени;
- грузооборот в приведенных ткм;
- численность списочного контингента работников;
- численность работников на предприятии.
Этот метод в наибольшей мере соответствует объективной оценке уровня эффективности труда, однако, сфера его применения ограничена отдельными рабочими местами, производственными участниками, цехами и предприятиями, вырабатывающими только однородную продукцию. Там где выпускается несколько видов продукции применяют разновидность натурального метода – условно-натуральный, когда все виды продукции приводятся к одному через соответствующие коэффициенты приведения, рассчитанные через трудоемкость, например, депо выполняет различные виды технического обслуживания и ремонты локомотивов и вагонов - применяем только условно-натуральный метод: Один из видов принимается за базовый, все остальные приводятся к нему через трудоемкость, то есть определяется коэффициент приведения соответствующих ремонтов к выбранному:
;
где и - это трудоемкость i-го и базового ремонтов.
Тогда производительность труда будет равна:
;
где - программа i-го вида ремонта;
- коэффициент приведения i-го ремонта к базовому;
- среднесписочная численность работников депо.
В автомобильных хозяйствах, где выполняются не только перевозки, но и погрузка-выгрузка приведение двух показателей выполненной работы к единому осуществляется путем составления этих показателей по затратам времени на выполнение одной ткм транспортной работы и погрузки-выгрузки 1 тонны груза.
Время для погрузки-выгрузки 1 тонны груза определяется по формуле:
;
где - время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч;
- коэффициент использования грузоподъемности.
За время простоя автомобиля под грузовыми операциями могла бы быть выполнена транспортная работа () при технической скорости () и коэффициенте использования пробега ():
.
А на выполнение работы равной одной потребовалось бы время равное:
.
Следовательно, коэффициент приведения к условным ткм может быть определен:
;
.
Трудовой метод измерения производительности труда применяется для характеристики уровня производительности труда одного рабочего, отдельных бригад, рабочих производственных участков, зон технического обслуживания и ремонта, обеспечивает возможность измерения производительности труда при выпуске разноименной продукции. Производительность труда измеряется при этом в человеко-часах, необходимых на производство единицы продукции, то есть выражается трудоемкостью продукции – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.
Для определения трудоемкости достаточно умножить количество занятых рабочих на затраты времени.
Трудоемкость бывает: нормативной, плановой и фактической.
Нормативная трудоемкость – это время необходимое на производство единицы продукции по нормативу.
Плановая трудоемкость – это сложившиеся затраты времени на производство единицы продукции с учетом выявленных резервов снижения трудоемкости.
Фактическая трудоемкость – это фактически сложившееся время на производство единицы продукции за определенный период времени.
Трудовой метод используется при определении выработки рабочих, занятых ремонтом подвижного состава, постоянных устройств и других объектов. Недостатком является то, что не всегда своевременно и точно учитывается влияние на трудоемкость внедрения новой техники и прогрессивной технологии.
Стоимостной метод заключается в том, что вся произведенная продукция переводится в денежное выражение и затем подсчитывается производительностью труда. Для предприятия производительность труда стоимостным методом определяется как отношение годового дохода () к среднесписочной численности работников ():
.
Данный способ позволяет определить производительность труда работников различных предприятий, осуществляющих разные перевозки. Недостатком стоимостного метода является возможное изменение его уровня за счет структурных сдвигов продукции предприятия и изменения цен и тарифов.
На уровень производительности труда оказывают влияние следующие основные факторы:
- технический прогресс;
- внедрение новой прогрессивной техники;
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- фондовооруженность и энерговооруженность;
- уровень организации труда;
- стабильность, квалификация и культурно-технический уровень кадров;
- психологический климат в коллективе;
- степень заинтересованности работников в результатах их труда;
- объем и структура выполняемых работ;
- возраст и состояние техники, механизмов и оборудования;
- качество организации и управления производством;
- природные условия;
- объем производства промышленных предприятий клиентов;
- удельный вес технологических перевозок;
- неравномерность перевозок во времени, по производственным участкам и регионам.
Резервами роста производительности труда следует считать:
-
Реально существующие, но неиспользуемые или не полностью используемые возможности ее повышения;
-
Достижения на транспорте;
-
Внутрипроизводственные ресурсы (повышение квалификации кадров, совершенствование мотивации, совершенствование технологии и производства).
- Экономика транспорта и ее особенности.
- Элементы экономической теории и исходные положения рыночной экономики транспорта.
- Основные производственные фонды (опф).
- Физический (материальный) и моральный износ основных фондов.
- Оборотные средства на транспорте.
- Кругооборот оборотных средств и показатели оборачиваемости.
- Труд и заработная плата.
- Рабочее время и фонд рабочего времени.
- Организация труда и особенности на промышленном транспорте.
- Производительность труд её измерение и факторы роста.
- Нормирование труда.
- Время смены
- Издержки и себестоимость Понятие стоимости и себестоимости перевозок
- Ценообразование. Цены и тарифы на транспорте.