Физический (материальный) и моральный износ основных фондов.
Физический износ – это утрата основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий.
Физический износ бывает двух родов:
- износ первого рода (эксплуатационная форма) происходит во время работы, в результате чего все основные фонды утрачивают свою потребительскую стоимость (производственные качества).
- износ второго рода (естественная форма) возникает под действием сил природы.
Физический износ основных фондов зависит от степени загрузки основных фондов, их качества и надежности, правильной эксплуатации и ухода, своевременного и качественного ремонта.
Физический износ определяется по формуле:
;
где - физический износ;
- фактический срок службы средства труда;
- остаточный срок службы труда, который устанавливается экспертным путем.
Моральный износ – потеря экономической эффективности и целесообразности использования ОПФ до истечения срока полного физического износа.
Различают два вида морального износа:
- моральный износ первого рода является следствием понижения стоимости воспроизводства основных фондов в связи с повышением его эффективности в существующих отраслях, определяется по формуле:
;
где - моральный износ первого рода;
- восстановительная (с учетом морального износа 1-го рода) стоимость;
- первоначальная стоимость изготовления существующих основных фондов.
- моральный износ второго рода является следствием технического прогресса и проявляется через обесценивание существующих основных фондов в сравнении с вновь вводимыми из-за относительно меньшей эффективности первых, определяется по формуле:
;
где - моральный износ второго рода;
- эффективность прогрессивного объекта;
- эффективность существующего объекта основных фондов.
Износ основных фондов может быть полным и частичным.
Полный износ – это полное обесценивание основных фондов.
Частичный износ – частично изнашивается, приходит в негодность.
Модернизация – конструктивное совершенствование действующих машин, которое повышает технико-экономические показатели их работы до уровня современной техники.
Типовая модернизация – внесение однотипных изменений в серийные конструкции.
Целевая модернизация производится в связи с изменяющейся технологией и организацией производства.
Амортизационные отчисления.
Амортизация – это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.
Денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенной на готовый продукт, называется амортизационными отчислениями, которые составляют амортизационный фонд предприятия, что приводит к полному воспроизводству средств труда.
Нормой амортизации называют размер отчислений, выраженных в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов, при этом за балансовую стоимость принимают стоимость ОПФ по данным последней переоценки или первоначальную стоимость ОПФ введенных в действие после последней переоценки.
Норма амортизации является основным экономическим рычагом амортизационной политики государства.
Годовую сумму амортизации ОПФ предприятия определяют раздельно по видам и группам ОПФ:
;
где - годовая сумма амортизации всех производственных фондов;
– первоначальная среднегодовая стоимость i-й группы ОПФ;
– норма амортизации i-й группы ОПФ на реновацию в %.
Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:
-
Все имущество со сроком полезного использования от 1-го года до 2-х лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 2-х лет до 3-х лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 3-х лет до 5-х лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 5-ти лет до 7-ми лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 7-ми лет до 10-ти лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 10-ти лет до 15-ти лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 15-ти лет до 20-ти лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 20-ти лет до 25-ти лет включительно;
-
Имущество со сроком полезного использования от 25-ти лет до 30-ти лет включительно;
10)Имущество со сроком полезного использования от 30-ти лет и свыше.
На транспорте применяют два вида начисления амортизации:
А) линейный;
Б) нелинейный.
Линейный метод начисления амортизации предполагает равномерное ее начисление в течение всего срока полезного использования имущества, определяется по формуле:
;
где - срок полезного действия объекта, месяц;
- норма линейного метода.
Сумма начисленной амортизации за каждый месяц:
;
где - амортизационные отчисления;
- первоначальная стоимость.
Норма амортизации при нелинейном методе:
;
Сумма начисленной амортизации за каждый месяц будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основных средств на начало месяца.
- Экономика транспорта и ее особенности.
- Элементы экономической теории и исходные положения рыночной экономики транспорта.
- Основные производственные фонды (опф).
- Физический (материальный) и моральный износ основных фондов.
- Оборотные средства на транспорте.
- Кругооборот оборотных средств и показатели оборачиваемости.
- Труд и заработная плата.
- Рабочее время и фонд рабочего времени.
- Организация труда и особенности на промышленном транспорте.
- Производительность труд её измерение и факторы роста.
- Нормирование труда.
- Время смены
- Издержки и себестоимость Понятие стоимости и себестоимости перевозок
- Ценообразование. Цены и тарифы на транспорте.