logo
Лекции по экономике АТП (1)

Физический (материальный) и моральный износ основных фондов.

Физический износ – это утрата основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий.

Физический износ бывает двух родов:

- износ первого рода (эксплуатационная форма) происходит во время работы, в результате чего все основные фонды утрачивают свою потребительскую стоимость (производственные качества).

- износ второго рода (естественная форма) возникает под действием сил природы.

Физический износ основных фондов зависит от степени загрузки основных фондов, их качества и надежности, правильной эксплуатации и ухода, своевременного и качественного ремонта.

Физический износ определяется по формуле:

;

где - физический износ;

- фактический срок службы средства труда;

- остаточный срок службы труда, который устанавливается экспертным путем.

Моральный износ – потеря экономической эффективности и целесообразности использования ОПФ до истечения срока полного физического износа.

Различают два вида морального износа:

- моральный износ первого рода является следствием понижения стоимости воспроизводства основных фондов в связи с повышением его эффективности в существующих отраслях, определяется по формуле:

;

где - моральный износ первого рода;

- восстановительная (с учетом морального износа 1-го рода) стоимость;

- первоначальная стоимость изготовления существующих основных фондов.

- моральный износ второго рода является следствием технического прогресса и проявляется через обесценивание существующих основных фондов в сравнении с вновь вводимыми из-за относительно меньшей эффективности первых, определяется по формуле:

;

где - моральный износ второго рода;

- эффективность прогрессивного объекта;

- эффективность существующего объекта основных фондов.

Износ основных фондов может быть полным и частичным.

Полный износ – это полное обесценивание основных фондов.

Частичный износ – частично изнашивается, приходит в негодность.

Модернизация – конструктивное совершенствование действующих машин, которое повышает технико-экономические показатели их работы до уровня современной техники.

Типовая модернизация – внесение однотипных изменений в серийные конструкции.

Целевая модернизация производится в связи с изменяющейся технологией и организацией производства.

Амортизационные отчисления.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.

Денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенной на готовый продукт, называется амортизационными отчислениями, которые составляют амортизационный фонд предприятия, что приводит к полному воспроизводству средств труда.

Нормой амортизации называют размер отчислений, выраженных в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов, при этом за балансовую стоимость принимают стоимость ОПФ по данным последней переоценки или первоначальную стоимость ОПФ введенных в действие после последней переоценки.

Норма амортизации является основным экономическим рычагом амортизационной политики государства.

Годовую сумму амортизации ОПФ предприятия определяют раздельно по видам и группам ОПФ:

;

где - годовая сумма амортизации всех производственных фондов;

– первоначальная среднегодовая стоимость i-й группы ОПФ;

– норма амортизации i-й группы ОПФ на реновацию в %.

Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:

  1. Все имущество со сроком полезного использования от 1-го года до 2-х лет включительно;

  2. Имущество со сроком полезного использования от 2-х лет до 3-х лет включительно;

  3. Имущество со сроком полезного использования от 3-х лет до 5-х лет включительно;

  4. Имущество со сроком полезного использования от 5-ти лет до 7-ми лет включительно;

  5. Имущество со сроком полезного использования от 7-ми лет до 10-ти лет включительно;

  6. Имущество со сроком полезного использования от 10-ти лет до 15-ти лет включительно;

  7. Имущество со сроком полезного использования от 15-ти лет до 20-ти лет включительно;

  8. Имущество со сроком полезного использования от 20-ти лет до 25-ти лет включительно;

  9. Имущество со сроком полезного использования от 25-ти лет до 30-ти лет включительно;

10)Имущество со сроком полезного использования от 30-ти лет и свыше.

На транспорте применяют два вида начисления амортизации:

А) линейный;

Б) нелинейный.

Линейный метод начисления амортизации предполагает равномерное ее начисление в течение всего срока полезного использования имущества, определяется по формуле:

;

где - срок полезного действия объекта, месяц;

- норма линейного метода.

Сумма начисленной амортизации за каждый месяц:

;

где - амортизационные отчисления;

- первоначальная стоимость.

Норма амортизации при нелинейном методе:

;

Сумма начисленной амортизации за каждый месяц будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основных средств на начало месяца.