Кругооборот оборотных средств и показатели оборачиваемости.
Оборотные средства предприятия совершаю кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они последовательно проходят три стадии:
-
Денежная, в которой оборотные средства перетекают из денежной формы обращения в форму производственных запасов (Деньги – Товар).
-
Стадия производства, в которой материальные запасы расходуются в производстве и на их основе создается готовая продукция (Товар - … - Деньги’).
-
Стадия товарная (обращения), в которой произведенная продукция превращается в денежные средства, вновь используемые для пополнения производственных запасов (П - … - Д’).
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимосвязанными показателями: скорость, временем оборота и размерами оборотных средств, приходящимися на один рубль доходов предприятия.
Скорость оборота определяется числом оборотов, которое совершают оборотные средства:
;
где - сумма доходов предприятия.
По сути, число оборотов оборотных средств представляет собой сумму реализованной продукции на один рубль оборотных средств предприятия.
Время оборота определяется в днях, количество календарных дней отчетного периода делится на число оборотов:
;
где - количество календарных дней отчетного периода.
Размеры оборотных средств обратны коэффициенту оборачиваемости, называемы коэффициентом загрузки оборотных средств, характеризующимся количеством оборотных средств, приходящихся на один рубль доходов предприятия:
Эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует увеличению объема выпускаемой продукции без привлечения дополнительных оборотных средств и тем самым, укрепляет платежеспособность.
Замедление оборачиваемости оборотных средств «замораживает» денежные средства, тем самым, ухудшая финансовое положение предприятия.
В соответствии со стадиями кругооборота оборотных средств выделяют три направления ускорения их оборачиваемости.
В сфере обращения: улучшение организации снабжения и сбыта, проведение маркетинговых исследований, ускорение реализации не профильной продукции, сокращение кредиторской и дебиторской задолженности, ускорение оборота документов (третья стадия).
На производственной стадии: сокращение времени ремонта и нахождения транспортных средств на всех операциях перевозочного процесса, снижение материальных затрат на единицу перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, установление прогрессивных норм расхода материальных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, совершенствование организации и внедрение прогрессивных методов эксплуатации и ремонта транспортных средств, механизмов и постоянных технических устройств (вторая стадия).
Материально-техническое снабжение определяет эффективность работы предприятия, это обеспечение предприятий необходимыми средствами и предметами труда. Материальные издержки составляют наиболее важную статью общих затрат и могут превышать половину всех издержек на производство продукции. Отсюда вытекают две основные задачи материально-технического обеспечения:
-
Материальное обеспечение предприятия необходимыми товарами и услугами по закупке сырья, материалов, комплектующих в необходимом количестве и качестве в нужное время и в нужном месте на основе запланированного объема работ и норм расхода материальных ресурсов, организации правильного хранения материальных ценностей, их завоза и приемки.
-
Выполнение названной функции материально-технического снабжения с позиции экономической целесообразности, в том числе, заключение договоров с поставщиками, ликвидация сверхнормативных запасов, совершенствование организации и снижение затрат по материально-техническому снабжению предприятия.
- Экономика транспорта и ее особенности.
- Элементы экономической теории и исходные положения рыночной экономики транспорта.
- Основные производственные фонды (опф).
- Физический (материальный) и моральный износ основных фондов.
- Оборотные средства на транспорте.
- Кругооборот оборотных средств и показатели оборачиваемости.
- Труд и заработная плата.
- Рабочее время и фонд рабочего времени.
- Организация труда и особенности на промышленном транспорте.
- Производительность труд её измерение и факторы роста.
- Нормирование труда.
- Время смены
- Издержки и себестоимость Понятие стоимости и себестоимости перевозок
- Ценообразование. Цены и тарифы на транспорте.