logo
Понятие потенциала предприятия

Пять сил конкуренции по м. Портеру

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (рис. 22):

  1. Проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;

  2. Угрозе со стороны товаров – заменителей (субститутов);

  3. Компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

  4. Воздействию продавцов (поставщиков);

  5. Воздействию покупателей (клиентов).

  6. Сила других заинтересованных лиц

Как правительство влияет на данную отрасль? Важно ли это для страны? Имеют ли влияние в отрасли заинтересованные группы? Роль законодательных и регламентирующих органов.

Подход М. Портера основывается на следующем утверждении: устойчивость позиций предприятия на рынке определяют: издержки, с которыми производится и сбывается продукция; незаменимость продукта; сфера конкуренции (т.е. объем обработки рынка).

Исходя из этого, для укрепления позиций предприятия М. Портер рекомендует использовать одну из трех стратегий, отраженных в матрице на рис. .

Анализ конкурентоспособности фирм Ж.Ж.Ламбена. Его подход похож на теорию М.Портера. Ламбен более делит конкурентные преимущества на внешние и внутренние. Внутренние предполагают преимущество в более низкой себестоимости, внешние – более высокий уровень цен при условии более высокой прибыли

Методы стратегического анализа. STEP. SWOT. SPACE.

STEP (society, technology, economy, policy). Задача – минимизация влияния негативных факторов на возможности использования других факторов.

SWOT – сильные, слабые стороны, возможности, угрозы на рынке. (строится матрица).

В основу SPACE-анализа заложена идея о том, что стратегическая конкурентная позиция предприятия является функцией финансовой устойчивости предприятия и конкурентоспособности продукции.

PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.