19. Инновационные фонды: образование, использование.
Важнейшим условием успешной реализации региональной инновационной политики является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основным финансовым источником являются областные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в коммунальной собственности. Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действующих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции. Одна из проблем создания и внедрения инноваций на предприятиях коммунальной собственности заключается в том, что отсутствует механизм финансирования организаций научной сферы для проведения поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств инновационного фонда, поскольку эти организации не являются плательщиками фонда. Поэтому для проведения эффективной инновационной политики в регионах необходимо совершенствование финансового механизма и в первую очередь порядка формирования и использования инновационных фондов.
В Республике Беларусь функционирует Белорусский инновационный фонд. Основная задача деятельности Белорусского инновационного фонда (БИФ) – обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства и эффективного функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, разрабатывающих и производящих в Республике Беларусь наукоемкую продукцию. Главной целью является оказание им финансовой поддержки при выполнении инновационных проектов по приоритетным направлениям создания и развития новых технологий и перспективных производств.
По тематике инновационные проекты, получившие финансирование со стороны Белинфонда, разделяются на следующие основные группы:
- машиностроение;
- приборы и устройства;
- сельское хозяйство.
Их финансовая поддержка осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на возвратной основе и с долевым участием собственных ресурсов исполнителей работ (в размере не менее 50% от общей стоимости проекта).
БИФ ведет активный поиск партнеров, участвует в их отборе, оказывает помощь в издании специальной научно-технической и методической литературы, отрабатывает механизмы привлечения дополнительных средств для расширения своей финансовой базы.
Создана информационно-консультационная группа из сотрудников Белинфонда по работе с потенциальными заявителями проектов.
Инновационные фонды Министерств и ведомств Республики Беларусь формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Федерацией профсоюзов Беларуси, общественными объединениями "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", которые являются распорядителями средств указанных фондов.
Инновационные фонды, за исключением инновационных фондов Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", являются государственными целевыми бюджетными фондами.
Инновационные фонды формируются за счет отчислений в размере не более 0,25 процента:
1. республиканскими органами государственного управления (за исключением Министерства образования) и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг),
2. областными и Минским городским исполнительными комитетами - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности,
3. Министерством образования - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в его подчинении организаций, в том числе бюджетных организаций в части осуществления ими приносящей доходы деятельности в соответствии с законодательством;
4. Белорусским республиканским союзом потребительских обществ - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) организаций потребительской кооперации;
5. Федерацией профсоюзов Беларуси - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) юридических лиц, образуемых этой Федерацией;
6. общественными объединениями "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" - от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) организаций, учредителями которых являются эти общественные объединения.
Отчисления в инновационные фонды относятся на себестоимость и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
Отчисления в инновационные фонды не осуществляют:
бюджетные организации (за исключением бюджетных организаций, находящихся в подчинении Министерства образования, в части осуществления ими приносящей доходы деятельности);
организации в части работ по строительству жилья;
организации в части оказываемых населению и субсидируемых из республиканского и местных бюджетов жилищно-коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования в городском пассажирском, пригородном автомобильном и внутреннем водном транспорте;
иные организации - в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Средства инновационных фондов направляются на:
финансирование мероприятий плана реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках государственных и межгосударственных программ (программ Союзного государства);
финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;
выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции;
финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, включая расходы на реализацию международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;
финансирование на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ. Сумма средств, направляемых Белорусскому инновационному фонду, утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
развитие материально-технической базы государственных учреждений образования, обеспечивающих подготовку кадров для организаций, находящихся в подчинении (ведении) или входящих в состав распорядителей средств инновационных фондов;
проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
финансирование деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры, находящихся в подчинении (ведении) или входящих в состав соответствующих распорядителей средств инновационных фондов. Сметы расходов по каждому субъекту инновационной инфраструктуры утверждаются распорядителями средств инновационных фондов по согласованию с Государственным комитетом по науке и технологиям. К смете прилагаются бизнес-планы развития субъектов инновационной инфраструктуры и другие необходимые расчеты. Проведение экспертизы бизнес-планов обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям;
компенсацию в соответствии с законодательными актами банкам - нерезидентам Республики Беларусь части процентов по кредитам, выдаваемым ими и используемым кредитополучателями - нерезидентами Республики Беларусь для приобретения в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, товаров, произведенных в Республике Беларусь;
строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки;
иные цели, установленные Президентом Республики Беларусь.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 5. Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности.
- 7. Инновационная деятельность: цель, особенности.
- 8. Этапы инновационной деятельности.
- 16. Разработка инновационной политики Республики Беларусь: цель, задачи, направления.
- 17. Прямые и косвенные методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
- 18. Государственные программы: цель, задачи.
- 19. Инновационные фонды: образование, использование.
- 20. Национальная инновационная система: сущность, структура.
- 21. Органы управления инновационной деятельностью.
- 22. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, выполняемые функции.
- 15. Виды инновационных стратегий.
- 28. Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности.
- 29. Объекты интеллектуальной собственности.
- 30. Лицензионные соглашения и их виды. Лицензионные вознаграждения
- 36. Оценка эффективности инновационных проектов.
- 2) Динамические показатели (дисконтные), учитывающие фактор времени:
- 39. Экспертиза проектов: понятие, принципы организации, методы.
- 40. Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе.
- 41. Формы технологического трансфера.
- 42. Венчурная деятельность: понятие, субъекты, их характеристика.
- 43. Механизм венчурной деятельности. Особенности финансирования венчурной деятельности.
- 44. Национальные модели развития венчурной деятельности и их особенности.
- 1) Прямое инвестирование государственных средств в инновационные компании;
- 2) Инвестирование государственных средств через венчурные фонды;
- 3) Смешанные программы развития венчурной деятельности;
- 4) Гарантийные программы развития венчурной деятельности.
- 45. Зарубежный опыт развития венчурной деятельности.
- 46. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы
- 47. Технологические парки: сущность, особенности функционирования.