45. Зарубежный опыт развития венчурной деятельности.
Среди стран, добившихся значительных успехов в развитии венчурной деятельности, что позволило им выйти в лидеры по темпам инновационного и технологического развития и значительно повысить уровень конкурентоспособности национальных экономик, стоит выделить Финляндию, Израиль, Великобританию, Сингапур, Южную Корею, Китай и др.
С учетом специфики ситуации в Республике Беларусь, наиболее интересным является опыт Финляндии и Израиля, где на первых этапах формирования венчурной деятельности значение государства было ключевым.
В Финляндии формирование венчурной индустрии начиналось исключительно за счет государственных средств. Они использовались в качестве «посевного капитала». Главным финансовым учреждением, финансирующим начальный бизнес в высокотехнологичной сфере, стал финский Национальный фонд исследований и развития - SITRA. SITRA является гибридной программой, в рамках которой осуществляется как прямое финансирование начинающих фирм, так и вложение средств в региональные венчурные фонды. SITRA финансирует начинающие фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций, от 15% до 40%, и на суммы от 200 тыс. до 2 млн. евро. В настоящее время в активе SITRA значится сотрудничество с 70 компаниями и участие в шести региональных фондах, обслуживающих в основном университеты Финляндии. Ежегодные инвестиции из этого фонда составляют около 50 млн. евро. Как только компании проходят первый этап становления, в них начинают поступать частные средства. В суммарном объеме финансирования государственные средства составляют 10%, однако роль государственной поддержки сводится только к финансовым вложениям.
В Израиле венчурная индустрия существует около 14 лет. В 1992 г. правительство страны сформировало «фонд фондов», или инвестиционную компанию, которая получила название Yozma (что в переводе с иврита -инициатива). Миссия фонда с общим объемом финансирования 100 млн. долл. состояла в создании рынка венчурного капитала в Израиле. Данный «фонд фондов» был использован для капитализации 10 других венчурных фондов, каждый с капиталом 20 млн. долл. США. К формируемым фондам предъявлялось требование наличия американского или европейского партнера, которые бы обучали израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда. В обмен они получали 8 млн. долл. США из фонда Yozma (или 40% своего бюджета). Остальные средства партнеры создаваемого фонда должны были найти самостоятельно. В случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за символические проценты (7% от прибыли на эту долю). Программа Yozma оказалась очень успешной: 10 фондов были созданы в течение трех лет, а общие чистые инвестиции в них составили 256 млн. долл. США, из которых 80 млн. долл. было профинансировано Yozma. Впоследствии 8 из 10 фондов были выкуплены частными соучредителями, и сам «фонд фондов» также приватизирован. К 2000 г их капитал за счет привлечения новых участников и полученных доходов превысил 2,9 млрд. долл. США. В целом же с 1993 по 2000 гг. в венчурные проекты привлечено 5 млрд долл. инвестиций и косвенно - еще около 7 млрд. долл. В результате, благодаря временному использованию государственных средств Израиля, было привлечено финансирование, в 50 раз превышающее объем государственных инвестиций, а число технологических компаний превысило 4000. Таким образом, Израиль стал активным участником мирового технологического бизнеса. Следует выделить несколько факторов, способствовавших успешной реализации идеи создания региональных венчурных фондов в Израиле. Во-первых, Израиль не имел богатых природных ресурсов, и поэтому альтернативы в виде высокодоходных сырьевых отраслей не было. Во-вторых, в начале 1990-х гг. в Израиль эмигрировало около 900 тыс. граждан из бывшего CCCР среди которых около 40% имели высшее техническое образование, а 25% - научные степени и опыт работы в государственных научных организациях. Эти трудовые ресурсы следовало эффективно задействовать в высокотехнологичной сфере.
Необходимо отметить, что создание с участием государства «фонда фондов» в развивающихся странах, где нет фондовой инфраструктуры и рынка капиталов, способно компенсировать «провалы рынка». Государство на этапе становления венчурной индустрии практически подменяет «бизнес-инкубаторов», которые являются основным источником финансирования на самой ранней «посевной» стадии.
Великобритания является безусловным лидером в Европе по развитию индустрии венчурного капитала. На нее приходится почти половина всех европейских венчурных инвестиций. Государство предоставляет венчурное финансирование через специальные программы или фонды, которые необязательно являются «фондами фондов». В Великобритании участие государства в венчурном финансировании осуществляется через Инновационный фонд высшего образования - Higher Education Innovation Fund, который был основан в 2000 г. и выделяет «посевное» финансирование для венчурных проектов, учитывая при этом региональные приоритеты. Средства выделяются на три года.
Сингапур разделяет риски венчурных инвестиций через Программу поддержки технологических инвестиций, которая предоставляет возможность для страхования потенциальных убытков инвесторов в начинающие компании. При наличии определенного статуса начинающая компания имеет право выпустить сертификат для своих инвесторов на инвестиции свыше 3 млн. сингапурских долл. Имея такие сертификаты, инвесторы могут в течение срока действия этих бумаг вычесть любые потери от инвестиций из своего налогооблагаемого дохода.
Весьма активны в стимулировании венчурного и инновационного бизнеса страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Китай, например, предоставляет таможенные и налоговые льготы на 5-10 лет для организации и развития наукоемких отраслей в отдаленных районах, а также длительные налоговые каникулы в специальных экономических зонах. Правительство Южной Кореи помогает малым инвестиционным компаниям использовать оборудование крупных корпораций и государственных исследовательских институтов. Эти государства не только создали широкую сеть экспериментальных научно-промышленных парков с льготным налоговым и таможенным режимом, но и практикуют дополнительные государственные венчурные капиталовложения.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в развитии венчурной деятельности существенную роль играет государство. В своей основе этот опыт вполне применим и в стимулировании венчурной деятельности Республики Беларусь.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 5. Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности.
- 7. Инновационная деятельность: цель, особенности.
- 8. Этапы инновационной деятельности.
- 16. Разработка инновационной политики Республики Беларусь: цель, задачи, направления.
- 17. Прямые и косвенные методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
- 18. Государственные программы: цель, задачи.
- 19. Инновационные фонды: образование, использование.
- 20. Национальная инновационная система: сущность, структура.
- 21. Органы управления инновационной деятельностью.
- 22. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, выполняемые функции.
- 15. Виды инновационных стратегий.
- 28. Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности.
- 29. Объекты интеллектуальной собственности.
- 30. Лицензионные соглашения и их виды. Лицензионные вознаграждения
- 36. Оценка эффективности инновационных проектов.
- 2) Динамические показатели (дисконтные), учитывающие фактор времени:
- 39. Экспертиза проектов: понятие, принципы организации, методы.
- 40. Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе.
- 41. Формы технологического трансфера.
- 42. Венчурная деятельность: понятие, субъекты, их характеристика.
- 43. Механизм венчурной деятельности. Особенности финансирования венчурной деятельности.
- 44. Национальные модели развития венчурной деятельности и их особенности.
- 1) Прямое инвестирование государственных средств в инновационные компании;
- 2) Инвестирование государственных средств через венчурные фонды;
- 3) Смешанные программы развития венчурной деятельности;
- 4) Гарантийные программы развития венчурной деятельности.
- 45. Зарубежный опыт развития венчурной деятельности.
- 46. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы
- 47. Технологические парки: сущность, особенности функционирования.