21. Органы управления инновационной деятельностью.
Можно выделить трехуровневую систему управления инновационным процессом:
1) высший государственный;
2) средний государственный, отраслевой;
3) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:
а) организационную структуру управления — конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;
в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;
г) систему подбора и расстановки кадров.
По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет совет республики национального собрания. В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и реализации участвуют все межотраслевые органы, среди них следует выделить Министерство промышленности Республики Беларусь и Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство образования и др. специальные органы управления РБ.
Министерство экономики является основным органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной инновационной политики. Задачами этого министерства являются:
- выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития; методическое руководство разработкой местных и региональных научно-технических программ;
- создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований; содействие формированию политики международного научно-технического сотрудничества и др.
Министерство осуществляет координацию работ, выполняемых в рамках инновационной политики, в масштабе промышленности, участвует в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-конструкторских разработок в промышленности, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространение и использование результатов инновационных разработок.
Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Национальная академия наук, Министерство экономики и др.
Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.
Президент Республики Беларусь:
утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь;
утверждает приоритетные направления инновационной политики;
утверждает важнейшие инновационные проекты;
утверждает (согласовывает) инновационные программы;
принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров;
регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь:
утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;
утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;
утверждает перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых);
обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.
Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации:
разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики;
участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов;
выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований;
создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации;
осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств;
участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.
Органы местного управления и самоуправления:
осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов;
выступают государственными заказчиками региональных научно-технических и иных программ инновационного развития областей;
осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов;
создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 5. Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности.
- 7. Инновационная деятельность: цель, особенности.
- 8. Этапы инновационной деятельности.
- 16. Разработка инновационной политики Республики Беларусь: цель, задачи, направления.
- 17. Прямые и косвенные методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
- 18. Государственные программы: цель, задачи.
- 19. Инновационные фонды: образование, использование.
- 20. Национальная инновационная система: сущность, структура.
- 21. Органы управления инновационной деятельностью.
- 22. Национальная академия наук Республики Беларусь: организация, выполняемые функции.
- 15. Виды инновационных стратегий.
- 28. Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности.
- 29. Объекты интеллектуальной собственности.
- 30. Лицензионные соглашения и их виды. Лицензионные вознаграждения
- 36. Оценка эффективности инновационных проектов.
- 2) Динамические показатели (дисконтные), учитывающие фактор времени:
- 39. Экспертиза проектов: понятие, принципы организации, методы.
- 40. Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе.
- 41. Формы технологического трансфера.
- 42. Венчурная деятельность: понятие, субъекты, их характеристика.
- 43. Механизм венчурной деятельности. Особенности финансирования венчурной деятельности.
- 44. Национальные модели развития венчурной деятельности и их особенности.
- 1) Прямое инвестирование государственных средств в инновационные компании;
- 2) Инвестирование государственных средств через венчурные фонды;
- 3) Смешанные программы развития венчурной деятельности;
- 4) Гарантийные программы развития венчурной деятельности.
- 45. Зарубежный опыт развития венчурной деятельности.
- 46. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы
- 47. Технологические парки: сущность, особенности функционирования.