4. Поддержка предприятий приоритетных и остальных отраслевых секторов.
Меры государственной поддержки будут направлены на снижение барьеров для развития предприятий по следующим направлениям.
Отраслевое регулирование
Будет продолжена работа по возмещению затрат по сертификации продукции и системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (API, ASTM, GMP, EN) в размере 50% от суммы, предъявляемой к возмещению, но не более трех тысяч месячных расчетных показателей.
Интернационализация
Будут проработаны механизмы финансовой поддержки экспорта: пред- экспортное финансирование и страхование; использование экспортного лизинга для кредитования зарубежных потребителей казахстанской машиностроительной продукции; торговое финансирование экспортных операций через страхование или покрытие документарных операций.
Будут возмещаться затраты субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров: затраты на рекламу отечественной обработанной продукции за рубежом; участие в зарубежных выставках; открытие, содержание представительства, склада, торговой точки за рубежом; проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков и продукции за рубежом; а также затраты на проведение процедур, связанных с сертификацией продукции за рубежом.
Будут проработаны механизмы снижения транспортных затрат на перевозку отечественной обработанной продукции через создание экономических выгод для перевозчиков путем гарантирования объемов перевозок.
Технологии и инновации
Будут проработаны механизмы по предоставлению инновационных грантов на промышленные исследования, в том числе проработке грантового финансирования целевых технологических программ.
Будут продолжены работы по предоставлению инновационных грантов:
на приобретение технологий;
для коммерциализации технологий;
на повышение эффективности производства (привлечение консалтинговых, инжиниринговых и проектных организаций; внедрение управленческих и производственных технологий).
Будет продолжена работа по софинансированию МСБ и крупных предприятий при проведении технической диагностики, а также по возмещению затрат крупных предприятий и МСБ по внедрению системы технического нормирования труда.
Будут проработаны механизмы по возмещению затрат по адаптации внедряемых новых (импортируемых) технологий.
Финансовые ресурсы
Будут проработаны следующие механизмы:
субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга как на инвестиционные цели, так и пополнение оборотных средств в приоритетных секторах и с учётом региональной специализации;
выдача гарантий по кредитам БВУ в приоритетных секторах и с учётом региональной специализации.
Инфраструктура
Будет проработан вопрос подведения инфраструктуры к строящимся или модернизируемым объектам.
Человеческие ресурсы
Будет продолжена работа по обучению руководства (топ-менеджеров) предприятий по вопросам повышения производительности и энергоэффективности.
Будет продолжена работа по предоставлению грантов на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом.
Государственные закупки
Будут проработаны механизмы заключения долгосрочных контрактов по государственным закупкам.
Будут проработаны механизмы нормативного регулирования максимальных сроков оплаты.
Предпринимательство и МСБ
Будет продолжена работа по возмещению затрат на разработку комплексного плана развития предприятия.
Будет продолжена работа по заключению контрактов между заказчиком и производителем с целью создания смежных производств вокруг крупных предприятий.
Предоставление мер государственной поддержки будет вестись в рамках действующих программ: «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Агробизнес 2020», а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций. Потребуется внесение изменений и дополнений в данные программы для уточнения условий и механизмов предоставления действующих инструментов и определения механизмов и условий предоставления новых инструментов.
Поддержка предприятий и их проектов будет осуществляться в соответствии со следующими подходами:
1. Стандартный подход – предоставление стандартного пакета инструментов. Объект поддержки – субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, реализующие проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, будут поддерживаться на системной основе с применением стандартных финансовых и сервисных инструментов в рамках программ: «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Агробизнес 2020», а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций.
Все предприятия, независимо от размеров и форм собственности, могут претендовать на сервисные меры: по сертификации, поддержке и привлечению инвесторов, стимулированию и продвижению экспорта, развитию инноваций, повышению эффективности, совершенствованию технологий, развитию человеческого капитала.
Финансовые меры поддержки будут ранжированы по стоимости проекта и приоритетам.
Для проектов до 750 млн тенге субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга и выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляется в рамках приоритетных секторов и/или в соответствии с региональной специализацией.
Для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах, моногородах и малых городах, а также для начинающих молодых индивидуальных предпринимателей субсидирование ставки вознаграждения и выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляются без отраслевых ограничений.
Для проектов с объемом инвестиций до 4,5 млрд тг. будут применяться дополнительные критерии: (а) деятельность в 14 приоритетных секторах и/или соответствие региональной специализации; (б) соответствие производимой продукции общепризнанным международным стандартам; (в) производительность труда, энергоэффективность; (г) расширение рынков для реализации несырьевых товаров; (д) производства, развивающие ЦДС при выпуске конечной продукции.
Для данной категории проектов субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга и выдача гарантий по кредитам БВУ будут осуществляться по особым условиям.
2. Индивидуальный подход будет применяться для крупных предприятий, реализующих масштабные проекты в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности, требующих координацию и поддержку на республиканском уровне и дополнительных мер государственной поддержки за пределами стандартного подхода. Эти проекты должны составить основу Карты индустриализации. Решение по использованию данного подхода принимается Правительством Республики Казахстан.
Критерии: (а) деятельность в 14 приоритетных секторах; (б) объем инвестиций от 4,5 млрд тенге; (в) соответствие производимой продукции общепризнанным международным стандартам; (г) производительность труда, энергоэффективность; (д) расширение рынков для реализации несырьевых товаров; (е) производства, развивающие ЦДС при выпуске конечной продукции; (ж) вклад в достижение стратегических целей Программы.
Инструментом реализации индивидуального подхода будет Карта индустриализации.
Карта индустриализации Казахстана на предстоящий период – это перечень крупных инвестиционных проектов преимущественно в 14 приоритетных секторах, формирующих новые индустрии, развивающих кластеры, которым предоставляются меры государственной поддержки.
Сложность и масштабность проектов Карты индустриализации требуют предоставления мер государственной поддержки в индивидуальном порядке через заключение соглашения.
Процесс отбора проектов в Карту индустриализации является интеграционным, перечень проектов, включенных в Карту индустриализации, может дополняться новыми проектами не реже одного раза в год по мере поступления заявок и их соответствующего рассмотрения.
К критериям отбора проектов в Карту индустриализации относятся:
отраслевые приоритеты – проекты Карты индустриализации должны соответствовать отраслевым приоритетам Программы согласно перечню 14 приоритетных секторов;
масштаб проекта – в Карту индустриализации включаются только масштабные проекты, требующие координации и поддержки на республиканском уровне, с общим объемом инвестиций более 4,5 млрд тенге;
вклад в достижение стратегических целей Программы – реализация проекта должна оказывать прямое влияние на результаты Программы через достижение целевых индикаторов Программы;
потребность в мерах государственной поддержки.
Порядок отбора проектов в Карту индустриализации будет определен Правительством Республики Казахстан.
Решение по включению проектов в Карту индустриализации, а также по заключению с заявителем проекта соглашения принимается Комиссией по промышленному развитию. Комиссия по промышленному развитию определяет государственный орган, ответственный за реализацию проекта, для разработки проекта соглашения совместно с заявителем проекта.
По решению Комиссии по промышленному развитию в Карту индустриализации могут быть включены проекты, реализуемые в отраслях обрабатывающей промышленности, не являющихся приоритетными, при этом соответствующие прочим критериям Карты индустриализации. Меры государственной поддержки по ним будут оказаны в рамках распределения 20% финансовых ресурсов, выделяемых по Программе на поддержку проектов в секторах обрабатывающей промышленности, не являющихся приоритетными.
Проекты включаются в Карту индустриализации постановлением Правительства Республики Казахстан, в котором Правительство уполномочивает государственный орган, ответственный за его реализацию, на подписание соглашения с заявителем проекта.
В соглашении будет предусмотрена ответственность заявителя и государственных органов по реализации проекта.
Мониторинг проектов Карты индустриализации будет проводиться в рамках офиса управления Программой на базе Национального института развития в области развития индустрии.
Кроме того, проектам Карты индустриализации будет оказываться поддержка Национальным институтом развития в области развития индустрии:
выявление и предоставление рекомендаций по устранению административных барьеров в ходе реализации проектов;
выявление проблем в реализации проектов и выработка предложений по их решению через механизмы межведомственной координации;
помощь отраслевых экспертов при планировании и реализации проектов.
В течение 2015 года будут проведены мероприятия по переходу Карты индустриализации к новым подходам.
Проекты, включенные в Республиканскую карту индустриализации в 2010-2014 годах, утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 303, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года будут реализованы в рамках Карты индустриализации на предстоящие годы, за исключением проектов, реализуемых в секторах, не являющихся приоритетными.
В Карту индустриализации на предстоящие годы войдут также проекты, включенные в региональные карты индустриализации в 2010-2014 годах, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года и соответствующие критериям карты индустриализации на предстоящие годы.
Остальные проекты, включенные в региональные карты индустриализации в 2010 – 2014 годах, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года, а также требующие мер государственной поддержки, составят основу карт поддержки предпринимательства регионов, отбор и мониторинг по которым будут осуществляться региональными палатами предпринимателей совместно с местными уполномоченными органами.
В карты поддержки предпринимательства регионов включаются проекты, реализуемые в обрабатывающей промышленности. При этом преимущество будет отдаваться проектам в 14 приоритетных секторах, на которые будут направлены 80% целевых бюджетных финансовых ресурсов, выделяемых по Программе. Оставшиеся 20% пойдут на поддержку успешных проектов и предприятий других секторов обрабатывающей промышленности.
Общая координация по проектам карт поддержки предпринимательства закрепляется за уполномоченным органом в области регионального развития совместно с Национальной палатой предпринимательства и местными уполномоченными органами. Местный уполномоченный орган на ежеквартальной основе представляет информацию о проектах Карты поддержки предпринимательства в уполномоченный орган в области регионального развития, копии которой также направляются в отраслевой государственный орган.
- Государственная программа с
- Содержание
- Паспорт Программы
- Введение
- Анализ текущей ситуации
- 1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан
- Отраслевое регулирование
- Интернационализация
- Технологии и инновации
- Финансовые ресурсы
- Инфраструктура
- Человеческие ресурсы
- Государственные закупки
- Предпринимательство и малый и средний бизнес
- Стимулирование конкуренции
- 2. Региональная специализация
- 4. Выбор приоритетных секторов
- 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
- Цель, задачи и общие целевые индикаторы индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года
- Цели, задачи и целевые индикаторы в приоритетных секторах
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- Нефтепереработка
- Нефтегазохимия
- Производство продуктов питания
- Агрохимия
- Производство химикатов для промышленности
- Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей
- Электрооборудование
- Производство сельскохозяйственной техники
- Производство железнодорожной техники
- Производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности
- Производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности
- Цели, задачи и целевые индикаторы в инновационных секторах
- Инновационные сектора
- Сектор космических технологий
- 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
- 1. Инвестиционный климат
- 2. Общесистемные меры поддержки индустриального развития
- Отраслевое регулирование
- Интернационализация
- Технологии и инновации
- Финансовые ресурсы. Модель финансирования
- Новая роль институтов развития
- Инфраструктура
- Человеческие ресурсы
- Государственные закупки
- Предпринимательство, малый и средний бизнес
- Стимулирование конкуренции
- 3. Кластерные подходы в развитии обрабатывающей промышленности
- Развитие национального кластера
- Развитие территориальных кластеров
- Развитие инновационных кластеров
- Меры государственной поддержки кластеров
- 4. Поддержка предприятий приоритетных и остальных отраслевых секторов.
- 5. Механизм, управление и мониторинг реализации Программы Механизмы реализации Программы
- Управление реализацией Программы
- Мониторинг реализации Программы
- 6. Этапы реализации Программы
- 7. Необходимые ресурсы
- Используемые термины