logo
gp_iir_2015-2019

4. Поддержка предприятий приоритетных и остальных отраслевых секторов.

Меры государственной поддержки будут направлены на снижение барьеров для развития предприятий по следующим направлениям.

Отраслевое регулирование

Будет продолжена работа по возмещению затрат по сертификации продукции и системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (API, ASTM, GMP, EN) в размере 50% от суммы, предъявляемой к возмещению, но не более трех тысяч месячных расчетных показателей.

Интернационализация

Будут проработаны механизмы финансовой поддержки экспорта: пред- экспортное финансирование и страхование; использование экспортного лизинга для кредитования зарубежных потребителей казахстанской машиностроительной продукции; торговое финансирование экспортных операций через страхование или покрытие документарных операций.

Будут возмещаться затраты субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров: затраты на рекламу отечественной обработанной продукции за рубежом; участие в зарубежных выставках; открытие, содержание представительства, склада, торговой точки за рубежом; проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков и продукции за рубежом; а также затраты на проведение процедур, связанных с сертификацией продукции за рубежом.

Будут проработаны механизмы снижения транспортных затрат на перевозку отечественной обработанной продукции через создание экономических выгод для перевозчиков путем гарантирования объемов перевозок.

Технологии и инновации

Будут проработаны механизмы по предоставлению инновационных грантов на промышленные исследования, в том числе проработке грантового финансирования целевых технологических программ.

Будут продолжены работы по предоставлению инновационных грантов:

на приобретение технологий;

для коммерциализации технологий;

на повышение эффективности производства (привлечение консалтинговых, инжиниринговых и проектных организаций; внедрение управленческих и производственных технологий).

Будет продолжена работа по софинансированию МСБ и крупных предприятий при проведении технической диагностики, а также по возмещению затрат крупных предприятий и МСБ по внедрению системы технического нормирования труда.

Будут проработаны механизмы по возмещению затрат по адаптации внедряемых новых (импортируемых) технологий.

Финансовые ресурсы

Будут проработаны следующие механизмы:

субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга как на инвестиционные цели, так и пополнение оборотных средств в приоритетных секторах и с учётом региональной специализации;

выдача гарантий по кредитам БВУ в приоритетных секторах и с учётом региональной специализации.

Инфраструктура

Будет проработан вопрос подведения инфраструктуры к строящимся или модернизируемым объектам.

Человеческие ресурсы

Будет продолжена работа по обучению руководства (топ-менеджеров) предприятий по вопросам повышения производительности и энергоэффективности.

Будет продолжена работа по предоставлению грантов на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом.

Государственные закупки

Будут проработаны механизмы заключения долгосрочных контрактов по государственным закупкам.

Будут проработаны механизмы нормативного регулирования максимальных сроков оплаты.

Предпринимательство и МСБ

Будет продолжена работа по возмещению затрат на разработку комплексного плана развития предприятия.

Будет продолжена работа по заключению контрактов между заказчиком и производителем с целью создания смежных производств вокруг крупных предприятий.

Предоставление мер государственной поддержки будет вестись в рамках действующих программ: «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Агробизнес 2020», а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций. Потребуется внесение изменений и дополнений в данные программы для уточнения условий и механизмов предоставления действующих инструментов и определения механизмов и условий предоставления новых инструментов.

Поддержка предприятий и их проектов будет осуществляться в соответствии со следующими подходами:

1. Стандартный подход – предоставление стандартного пакета инструментов. Объект поддержки – субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, реализующие проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, будут поддерживаться на системной основе с применением стандартных финансовых и сервисных инструментов в рамках программ: «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Агробизнес 2020», а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций.

Все предприятия, независимо от размеров и форм собственности, могут претендовать на сервисные меры: по сертификации, поддержке и привлечению инвесторов, стимулированию и продвижению экспорта, развитию инноваций, повышению эффективности, совершенствованию технологий, развитию человеческого капитала.

Финансовые меры поддержки будут ранжированы по стоимости проекта и приоритетам.

Для проектов до 750 млн тенге субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга и выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляется в рамках приоритетных секторов и/или в соответствии с региональной специализацией.

Для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах, моногородах и малых городах, а также для начинающих молодых индивидуальных предпринимателей субсидирование ставки вознаграждения и выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляются без отраслевых ограничений.

Для проектов с объемом инвестиций до 4,5 млрд тг. будут применяться дополнительные критерии: (а) деятельность в 14 приоритетных секторах и/или соответствие региональной специализации; (б) соответствие производимой продукции общепризнанным международным стандартам; (в) производительность труда, энергоэффективность; (г) расширение рынков для реализации несырьевых товаров; (д) производства, развивающие ЦДС при выпуске конечной продукции.

Для данной категории проектов субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга и выдача гарантий по кредитам БВУ будут осуществляться по особым условиям.

2. Индивидуальный подход будет применяться для крупных предприятий, реализующих масштабные проекты в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности, требующих координацию и поддержку на республиканском уровне и дополнительных мер государственной поддержки за пределами стандартного подхода. Эти проекты должны составить основу Карты индустриализации. Решение по использованию данного подхода принимается Правительством Республики Казахстан.

Критерии: (а) деятельность в 14 приоритетных секторах; (б) объем инвестиций от 4,5 млрд тенге; (в) соответствие производимой продукции общепризнанным международным стандартам; (г) производительность труда, энергоэффективность; (д) расширение рынков для реализации несырьевых товаров; (е) производства, развивающие ЦДС при выпуске конечной продукции; (ж) вклад в достижение стратегических целей Программы.

Инструментом реализации индивидуального подхода будет Карта индустриализации.

Карта индустриализации Казахстана на предстоящий период – это перечень крупных инвестиционных проектов преимущественно в 14 приоритетных секторах, формирующих новые индустрии, развивающих кластеры, которым предоставляются меры государственной поддержки.

Сложность и масштабность проектов Карты индустриализации требуют предоставления мер государственной поддержки в индивидуальном порядке через заключение соглашения.

Процесс отбора проектов в Карту индустриализации является интеграционным, перечень проектов, включенных в Карту индустриализации, может дополняться новыми проектами не реже одного раза в год по мере поступления заявок и их соответствующего рассмотрения.

К критериям отбора проектов в Карту индустриализации относятся:

  1. отраслевые приоритеты – проекты Карты индустриализации должны соответствовать отраслевым приоритетам Программы согласно перечню 14 приоритетных секторов;

  2. масштаб проекта – в Карту индустриализации включаются только масштабные проекты, требующие координации и поддержки на республиканском уровне, с общим объемом инвестиций более 4,5 млрд тенге;

  3. вклад в достижение стратегических целей Программы – реализация проекта должна оказывать прямое влияние на результаты Программы через достижение целевых индикаторов Программы;

  4. потребность в мерах государственной поддержки.

Порядок отбора проектов в Карту индустриализации будет определен Правительством Республики Казахстан.

Решение по включению проектов в Карту индустриализации, а также по заключению с заявителем проекта соглашения принимается Комиссией по промышленному развитию. Комиссия по промышленному развитию определяет государственный орган, ответственный за реализацию проекта, для разработки проекта соглашения совместно с заявителем проекта.

По решению Комиссии по промышленному развитию в Карту индустриализации могут быть включены проекты, реализуемые в отраслях обрабатывающей промышленности, не являющихся приоритетными, при этом соответствующие прочим критериям Карты индустриализации. Меры государственной поддержки по ним будут оказаны в рамках распределения 20% финансовых ресурсов, выделяемых по Программе на поддержку проектов в секторах обрабатывающей промышленности, не являющихся приоритетными.

Проекты включаются в Карту индустриализации постановлением Правительства Республики Казахстан, в котором Правительство уполномочивает государственный орган, ответственный за его реализацию, на подписание соглашения с заявителем проекта.

В соглашении будет предусмотрена ответственность заявителя и государственных органов по реализации проекта.

Мониторинг проектов Карты индустриализации будет проводиться в рамках офиса управления Программой на базе Национального института развития в области развития индустрии.

Кроме того, проектам Карты индустриализации будет оказываться поддержка Национальным институтом развития в области развития индустрии:

  1. выявление и предоставление рекомендаций по устранению административных барьеров в ходе реализации проектов;

  2. выявление проблем в реализации проектов и выработка предложений по их решению через механизмы межведомственной координации;

  3. помощь отраслевых экспертов при планировании и реализации проектов.

В течение 2015 года будут проведены мероприятия по переходу Карты индустриализации к новым подходам.

Проекты, включенные в Республиканскую карту индустриализации в 2010-2014 годах, утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 303, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года будут реализованы в рамках Карты индустриализации на предстоящие годы, за исключением проектов, реализуемых в секторах, не являющихся приоритетными.

В Карту индустриализации на предстоящие годы войдут также проекты, включенные в региональные карты индустриализации в 2010-2014 годах, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года и соответствующие критериям карты индустриализации на предстоящие годы.

Остальные проекты, включенные в региональные карты индустриализации в 2010 – 2014 годах, со сроком ввода в эксплуатацию с 2015 года, а также требующие мер государственной поддержки, составят основу карт поддержки предпринимательства регионов, отбор и мониторинг по которым будут осуществляться региональными палатами предпринимателей совместно с местными уполномоченными органами.

В карты поддержки предпринимательства регионов включаются проекты, реализуемые в обрабатывающей промышленности. При этом преимущество будет отдаваться проектам в 14 приоритетных секторах, на которые будут направлены 80% целевых бюджетных финансовых ресурсов, выделяемых по Программе. Оставшиеся 20% пойдут на поддержку успешных проектов и предприятий других секторов обрабатывающей промышленности.

Общая координация по проектам карт поддержки предпринимательства закрепляется за уполномоченным органом в области регионального развития совместно с Национальной палатой предпринимательства и местными уполномоченными органами. Местный уполномоченный орган на ежеквартальной основе представляет информацию о проектах Карты поддержки предпринимательства в уполномоченный орган в области регионального развития, копии которой также направляются в отраслевой государственный орган.