1. Инвестиционный климат
Программа призвана способствовать приходу частного инвестора в обрабатывающую промышленность. Важная роль государства будет заключаться в создании привлекательных условий для частных инвестиций. Необходимо постоянно работать над улучшением показателей общепризнанных мировых индексов по оценке инвестиционной среды. Надо улучшать условия ведения бизнеса (Doing business), повышать конкурентоспособность страны (Global Competetivness Index), привлекать больше прямых иностранных инвестиций (World Investment Report), снижать долю государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом принципа Yellow pages.
Для содействия в реализации приоритетов индустриального развития Казахстан будет активно сотрудничать с такими авторитетными организациями, как Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (далее – ООНПР), Международный Банк Реконструкции и Развития (далее – МБРР) и другими международными институтами. В рамках страновых программ будет использован передовой международный опыт, направленный на усиление конкурентоспособности национальной экономики и, в частности, обрабатывающей промышленности.
Таблица 61 Целевые показатели рейтингов Глобального индекса конкурентоспособности (место Казахстана в рейтинге)
Категория | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Институциональное развитие | 55 | 52 | 49 | 47 | 45 |
Инфраструктура | 62 | 59 | 56 | 54 | 52 |
Макроэкономическая среда | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 |
Здравоохранение и общее образование | 97 | 93 | 89 | 85 | 82 |
Высшее и профессионально-техническое образование | 54 | 51 | 48 | 42 | 44 |
Эффективность рынка товаров | 56 | 54 | 52 | 50 | 48 |
Эффективность рынка труда | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Развитость финансового рынка | 103 | 97 | 91 | 85 | 80 |
Технологическая готовность | 57 | 54 | 51 | 49 | 45 |
Размеры рынка | 54 | 54 | 53 | 53 | 52 |
Развитость бизнеса | 94 | 92 | 90 | 88 | 86 |
Инновации | 84 | 82 | 79 | 76 | 74 |
Позиции Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума будут постоянно улучшаться. Дальнейшие институциональные реформы обеспечат прочную государственную защиту частной собственности. Кадровая политика должна вестись на принципах меритократии. Прозрачность на всех уровнях государственного управления с учетом принципа инклюзивности минимизирует уровень коррупции в государственной системе.
Будет улучшаться качество транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры, имеющей большое значение для эффективного функционирования экономики, поскольку она является важным фактором, определяющим развитие экономической деятельности, а также перспективных секторов экономики страны.
Макроэкономическая среда должна оставаться благоприятствующей долгосрочным инвестициям, так как экономика не может расти в условиях нестабильности ключевых макроэкономических показателей.
Качество здравоохранения требует значительного улучшения. Здоровая нация, а вместе с тем здоровая рабочая сила имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и продуктивности страны. Необходимо улучшать объем и качество общего начального образования населения, что способствует повышению эффективности каждого отдельного работника.
Необходимо повышать качество высшего образования и профессиональной подготовки технических кадров. Это имеет решающее значение для развития цепочек создания стоимости в производственном процессе.
Нужно развивать рыночную эффективность и продуктивность бизнеса. Развитый конкурентный рынок способствует выгодному обмену товаров и услуг в экономике.
Важно и дальше развивать рынок труда, чтобы работники использовались в производственной деятельности наиболее эффективным образом. Рынки труда должны быть гибкими и обеспечивать действенную связь между стимулами для работников и их деятельностью.
Необходимо совершенствование финансовой системы Казахстана. Должна сформироваться рыночная финансовая инфраструктура для привлечения долгосрочных инвестиций.
Для внедрения новых технологий в Казахстане необходимо повышать готовность бизнеса и населения к использованию передовых технических разработок. Доступ к интернету и связанным с ним информационным ресурсам будет значительно облегчен и расширен в плане географии охвата по всей стране.
Необходимо повышать долю отечественных производителей как на внешнем, так и внутреннем рынках. С учетом направленности Программы на развитие производств на территории Республики Казахстан надо повышать доступ товаров на внешние рынки и, в особенности, рынки макрорегиона, снижая дискриминационные барьеры.
Важно повышать уровень развития бизнеса, включая общее качество предпринимательской среды, а также качество стратегий отдельно взятых фирм. Данный компонент необходимо развивать через стимулирование развития кластеров, а также создавая условия для улучшения качества стратегий фирм (брендинг, маркетинг, встраивание в цепочки создания добавленной стоимости, производство уникальных и сложных товаров).
Необходимо повышать уровень научно-исследовательских работ для создания благоприятной среды, которую поддерживают государственный и частный сектора. В частности, это подразумевает достаточные инвестиции в научные исследования, особенно со стороны бизнеса, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество между университетами и промышленностью в исследованиях, а также защиту интеллектуальной собственности.
Все показатели Казахстана в индексе Doing business также должны быть улучшены. Для этого нужно сократить количество процедур по получению разрешений на строительство, привлечение иностранной рабочей силы в рамках реализации стратегических проектов, удешевить подключение к коммунальным услугам и, в частности, к электроэнергии, уменьшить издержки, связанные с ведением международной торговли. Необходимо упростить ведение международной торговли в части сокращения требований при экспортно-импортных операциях. Немаловажным фактором является внедрение информационных систем, которые способствуют сокращению времени при предоставлении и получении разрешительных документов на экспорт и импорт. Исходя из международного опыта, внедрение Единого электронного окна и электронного декларирования товаров намного упрощает осуществление экспортно-импортных операций. Также необходимо снизить транспортные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Важно повысить качество кредитования, которое должно осуществляться финансовыми институтами с учетом более доступной и достоверной информации о кредитоспособности заемщиков (физических или юридических лиц) в финансовой системе. Необходимо повышать эффективность и полноценность функционирования института банкротства. Должен повышаться коэффициент возврата средств вследствие процесса реорганизации, ликвидации или принудительного взыскания задолженности.
В результате принятые меры должны содействовать привлечению иностранных инвестиций, улучшению бизнес-среды, а также развитию конкуренции.
- Государственная программа с
- Содержание
- Паспорт Программы
- Введение
- Анализ текущей ситуации
- 1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан
- Отраслевое регулирование
- Интернационализация
- Технологии и инновации
- Финансовые ресурсы
- Инфраструктура
- Человеческие ресурсы
- Государственные закупки
- Предпринимательство и малый и средний бизнес
- Стимулирование конкуренции
- 2. Региональная специализация
- 4. Выбор приоритетных секторов
- 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
- Цель, задачи и общие целевые индикаторы индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года
- Цели, задачи и целевые индикаторы в приоритетных секторах
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- Нефтепереработка
- Нефтегазохимия
- Производство продуктов питания
- Агрохимия
- Производство химикатов для промышленности
- Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей
- Электрооборудование
- Производство сельскохозяйственной техники
- Производство железнодорожной техники
- Производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности
- Производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности
- Цели, задачи и целевые индикаторы в инновационных секторах
- Инновационные сектора
- Сектор космических технологий
- 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
- 1. Инвестиционный климат
- 2. Общесистемные меры поддержки индустриального развития
- Отраслевое регулирование
- Интернационализация
- Технологии и инновации
- Финансовые ресурсы. Модель финансирования
- Новая роль институтов развития
- Инфраструктура
- Человеческие ресурсы
- Государственные закупки
- Предпринимательство, малый и средний бизнес
- Стимулирование конкуренции
- 3. Кластерные подходы в развитии обрабатывающей промышленности
- Развитие национального кластера
- Развитие территориальных кластеров
- Развитие инновационных кластеров
- Меры государственной поддержки кластеров
- 4. Поддержка предприятий приоритетных и остальных отраслевых секторов.
- 5. Механизм, управление и мониторинг реализации Программы Механизмы реализации Программы
- Управление реализацией Программы
- Мониторинг реализации Программы
- 6. Этапы реализации Программы
- 7. Необходимые ресурсы
- Используемые термины